Родом из Райского сада

Древнейшие останки, приписываемые Homo sapiens и найденные в неожиданном месте, углубляют и расширяют историю нашего вида. Об этом сообщает Nature News.
Останки из Марокко, которым 315 тысяч лет, сдвигают время происхождения человека разумного на 100 тысяч лет назад, предполагая также, что наш вид эволюционировал не только в Восточной Африке, как принято считать, и не 200 тысяч лет назад, а, возможно, раньше. В археологической зоне на берегу Атлантического океана найдены череп и лицевые кости с челюстью, которые идентифицированы как принадлежащие ранним представителям вида Homo sapiens. В то же время это открытие, о котором сообщает один из июньских номеров журнала Nature, не означает, что местом происхождения нашего вида является Северная Африка. Напротив, авторы предполагают, что ранние представители вида возникали по всему континенту. “До сих пор считалось, что сапиенс довольно быстро эволюционировал где-то в Райском саду, который был расположен в Африке южнее Сахары”, — приводит слова автора исследования Жан-Жака Хублина (Jean-Jacques Hublin), директора Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) в Лейпциге, Nature News. “Но я должен сказать, что Райский сад в Африке — это, вероятно, вся Африка, и это очень большой сад”, — добавляет ученый.
Общепринятая идея о восточноафриканском происхождении нашего вида возникла благодаря двум древнейшим ископаемым останкам H. sapiens — найденным в Эфиопии черепам, которым 196 тысяч и 160 тысяч лет, а также исследованиям ДНК современных популяций по всему миру, которые указывают на африканских предков, появившихся 200 тысяч лет назад. Определение возраста останков, найденных в Джебель-Ирхуде около 10 лет назад, двумя независимыми методами дало значение в пределах от 280 тысяч до 350 тысяч лет. Изучение их анатомических особенностей, в частности зубов, позволило приписать находку скорее H. sapiens, чем неандертальцам или другим архаичным людям.