Большинство — своё. В думских комитетах по образованию и науке будут доминировать единороссы.

Государственная Дума шестого созыва начала парламентскую пятилетку с выборов спикера, двух замов и председателей 29 комитетов. Если партийное влияние в комитетах определять по фракционной принадлежности их глав, то руководство Комитетом по науке и наукоемким технологиям отдано “Справедливой России” в лице академика Валерия Черешнева. Но кроме него в комитете всего один справедливоросс, членов КПРФ — четверо, ЛДПР — один, “Единой России” — восемь.
По сравнению с Госдумой предыдущего созыва в Комитете по науке и наукоемким технологиям на двух академиков меньше — в списке нет Андрея Кокошина и Михаила Залиханова, но остались лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров и академик Валерий Черешнев. В списке членов комитета значится и единоросс Вячеслав Осипов, работавший в Госдуме пятого созыва в статусе заместителя председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям. Не изменил комитету и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который известен высказываниями в поддержку науки и, в частности, РАН.
Таким образом, из 15 членов комитета 11 — новички, и далеко не все они имеют прямое отношение к науке. Единоросс Андрей Колесник спустя несколько дней после первого пленарного заседания Думы даже признался корреспонденту сайта Калининград.ру, что “изначально подавал заявление на включение его в транспортный комитет, однако ему предложили войти в научный”.
Правящая партия будет рулить Комитетом по образованию — его председателем стал ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса Александр Дегтярев. Вместе с ним в комитете 10 единороссов, один представитель “Справедливой России”, два члена ЛДПР, четыре — КПРФ, в том числе первый вице-спикер нынешней Госдумы Иван Мельников. Почти половина членов комитета имеет опыт работы в Госдуме пятого созыва.
Подавляющее большинство единороссов в обоих комитетах, голосовавших в Думе пятого созыва, как считают многие представители научной и преподавательской общественности, под диктовку исполнительной власти и не всегда в пользу науки и образования, может вызвать настороженность — сохранится ли эта тенденция в следующей пятилетке. Ответ на некоторые вопросы партийцы попытались дать в проекте программы “Единой России”, которая готовится к предстоящим выборам президента (http://www.er.ru).
В главе “Наша новая школа” партия обещает “вернуть российскому образованию лидирующие в мире позиции”, увеличить зарплату учителям, отремонтировать школы и оснастить их инвентарем, улучшить систему ЕГЭ. Конкурентоспособным на мировом уровне должно стать и профессиональное образование, а основой модернизации экономики страны будут инженерные кадры. Должна совершенствоваться и система распределения бюджетных средств между вузами — в первую очередь будут финансировать те, “которые дают наиболее качественное образование”. Более тесная интеграция с промышленными предприятиями позволит готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, и гарантировать студентам будущее трудоустройство. Единороссы собираются восстановить систему заказа на подготовку специалистов, но “в новых формах и более широких масштабах”.
Глава “Приоритет — инновациям” написана также в общих и обтекаемых словах, но особо выделено, что “развитие инноваций невозможно без соответствующего кадрового потенциала”, для чего “страна должна воспитать собственных высококвалифицированных специалистов, привлекать лучшие в мире кадры для нашей модернизации”. Правящая партия намерена “увеличить финансирование науки” (вообще науки, без уточнения). А завершает главу заметная новация: “Не только “Сколково”, но все “инновационные территории”, включая наукограды, станут локомотивами развития страны”.
От депутатского корпуса во многом будет зависеть, начнут ли движение эти локомотивы, но главное, как сказал на первом пленарном заседании Жорес Алфёров, Государственной Думе надо бороться за качество, а не за количество законов.

Светлана КРЫМОВА

Нет комментариев