Поиск - новости науки и техники

К облагорожению вкусов. Музей – особое звено университетского образования.

Университетские музеи, посвященные истории искусства, – художественные учебные музеи – в мировой практике существуют во многих формах, но вместе они составляют единый образовательный ресурс для приобщения молодежи к мировому художественному наследию. Главная особенность университетских художественных музеев – в специальной подобранности материала и его подаче. Их основная задача – оставаться при этом “настоящим” музеем, открывать студентам и широкой публике мир большого искусства.
Очевидно, что каждый университет выбирает здесь свой путь, свою стратегию обучения. В Российском государственном гуманитарном университете создание учебно-научной музейной структуры стало частью университетской образовательной стратегии развития под названием “Образование средствами искусства”. Сегодня университетский Музейный центр составляют несколько экспозиций: экспозиция “Другое искусство”, посвященная российским художникам-нонконформистам, экспозиция “Искусство Древней Мексики”, экспозиция “Визитная карточка РГГУ”, выставочный зал.
Вся эта структура выстроилась благодаря импульсу, полученному в результате открытия в РГГУ в 1997 году Учебного художественного музея им. И.В.Цветаева. Это единственный в своем роде случай, когда один из крупнейших музеев России – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – разместил на территории университета значительную часть своей коллекции слепков, собранной основателем Музея изящных искусств имени императора Александра III И.В.Цветаевым в конце ХIХ – начале ХХ века. Формирование музейно-педагогического дискурса в образовательной среде РГГУ связано с идеей И.В.Цветаева “дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагорожению их вкусов и развитию в них эстетических понятий”.
 Напряженность такого дискурса неравномерна и в контексте различных университетских образовательных программ, в частности по искусствоведению, музеологии, арт-дизайну, культурологии, консервации и реставрации памятников материальной культуры, и в контексте востребованности музейных экспозиций “со стороны”. Помимо преподавателей РГГУ в музейных залах регулярно проводят семинарские занятия со студентами преподаватели Литературного института им. А.М.Горького, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Тимирязевской сельскохозяйственной академии; занимаются рисунком студенты Суриковского художественного института, кафедры изобразительного искусства Академии славянской культуры, Института дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и члены различных детских изостудий.
Динамичность учебного процесса, многообразие форм обучения, от традиционных до мультимедийных, в том числе и на музейной экспозиции, корректируются современной реформой высшей школы. Острота полемики вокруг нее демонстрирует обеспокоенность российской общественности за новое поколение образовательных стандартов, ставя в прямую зависимость проблемы образования и проблемы национальной безопасности страны. В связи с этим следует отметить, что в данном контексте понятие “национальная безопасность” интерпретируется широко – имеется в виду в принципе само положение российского общества, интеллектуальная и гуманистическая его составляющие. И здесь на первом месте остается формирование личности человека, которое невозможно в ситуации неясности представлений школьников и молодежи о моральных ценностях общечеловеческой культуры. При этом следует учитывать существование в студенческой среде диаметрально противоположных настроений: с одной стороны, установка на “успешность” и связанная с ней активность, с другой – растерянность, неуверенность, апатия. Мотивированность гуманитарного образования, в том числе средствами литературы и искусства, самым тесным образом связана с установкой на внутренний рост, развитие и совершенствование личности молодого человека, а в целом – на усиление творческого, созидательного потенциала общества.
За полтора десятилетия существования Учебного художественного музея определились основные исследовательские темы, различные варианты экскурсий и специальных занятий студентов разных факультетов университета. Экспозиция – она представлена в семи залах на шести этажах, от искусства Древнего Египта до искусства эпохи Возрождения – стала особой “аудиторией”, без которой было бы проблематично осуществить профессиональную подготовку студентов по многим направлениям, от дизайна и искусствоведения до рекламной деятельности и лингвистики.
В экспозиции цветаевского музея на Миусах – около 750 экспонатов (гипсовые слепки, гальванокопии, копии античной живописи), которые не повторяют экспонаты, представленные в главном здании Музея изобразительных искусств. В Учебном музее нашли место даже целые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке.
Над экспозицией Учебного музея работал большой коллектив его сотрудников во главе с директором ГМИИ И.Антоновой (на снимке): И.Данилова, Т.Потапова, Б.Пер-лов, В.Тяжелов, С.Ходжаш, В.Толстиков, Л.Акимова, Е.Са­востина, О.Тугушева, Д.Берн-штейн, А.Баранов. В концепцию экспозиции была заложена визуализация “генетической” связи с Музеем на Волхонке как напоминание о тех залах, которые существовали на момент открытия музея в 1912 году.
В одном из залов на Миусах частично восстановлен цветаевский зал древнегреческих надгробных рельефов, разрушенный в ГМИИ бомбой во время Великой Отечественной войны. С тех пор рельефы хранились в запасниках в Сергиевом Посаде. При подготовке к открытию Учебного художественного музея значительная их часть была реставрирована и выставлена в одном из залов античного искусства. Бывший зал Ниобид представлен в новом музее тремя слепками погибающих Ниобидов и Ниобидой Кьярамонти (вся группа состояла из 14 скульптур). Сама Ниоба осталась в запаснике основного здания ГМИИ по причине технического свойства. А предыстория Музея на Волхонке проиллюстрирована на примере слепков из Кабинета изящных искусств Московского Императорского университета имени Александра III Герцевского периода – в античных залах Учебного музея об этом напоминают статуи Хареса, Деметры Книдской, Гермеса с младенцем Дионисом.
С самого начала работы сотрудники ГМИИ им. А.С.Пушкина проводили методические занятия с преподавателями РГГУ по теме “Принципы чтения музейной экспозиции”, а известный культуролог Г.Кнабе собирал внушительную аудиторию на занятие “Аттические намогильные рельефы IV века до н.э. и использование их при учебном анализе “Троицы” Андрея Рублева”. С тех пор круг тем значительно расширился. При выяснении, какие факультеты могли бы проводить занятия в музейных залах, обнаружился живой интерес не только тех, кто собирается стать историком искусства или специалистом в области музейного дела, дизайнером, реставратором, но также филологов и лингвистов. Например, кафедра древних языков Института лингвистики регулярно приглашает на “Римский пир” студентов и преподавателей университета – так сформулирована тема семинарских занятий на музейной экспозиции в большом античном зале. При этом студенты должны прибывать на пир в соответствующих одеяниях, и это соответствие оценивается как часть домашнего задания по установленной балльной системе.
В Учебном художественном музее интенсивная жизнь: проходят занятия по истории, истории искусств, рисованию, Дни открытых дверей, концерты старинной музыки, научные конференции и творческие встречи. Но одна из важнейших задач Учебного музея – вовлечь студенческую аудиторию в сферу искусства, сферу творчества. Музейные проекты студентов выполняются и как курсовые, и как дипломные работы, возможны и компьютерные варианты учебного цветаевского музея. Слепки в залах не подлежат перестановке, но что мешает переставить их в компьютере? Интересно, например, поменять пространство для античной скульптуры и поместить ее в тот зал, где сегодня проходят занятия по искусству Средних веков и Возрождения. Быть может, новые соотношения пространства и формы, новые сопряжения подскажут что-то не только студентам, но и профессионалам. Создание Учебного музея в РГГУ свидетельствует о том, что детище И.В.Цветаева не просто живо и через 100 лет, но способно развиваться по-прежнему “благодаря чистоте намерений и высоте поставленной цели”.

Ирина БАКАНОВА

Нет комментариев