Природа не отдыхает. Тесты “Всероссийской лабораторной” школьники прошли лучше кандидатов наук.

Школьники лучше представляют общенаучную картину мира, чем кандидаты и доктора наук, женщины менее склонны верить околонаучным мемам, чем мужчины, а общество в целом при тестировании чаще выдает ложные идеи за научное знание, чем это делал бы генератор случайных чисел. К таким парадоксальным выводам пришли организаторы “Всероссийской лабораторной” после подведения итогов образовательно-просветительской акции про устройство мира.
Участниками познавательной игры, как ее назвали сами организаторы, стали около 15 тысяч человек из 37 городов, включая Алма-Ату в Казахстане и Чжухай в Китае. Научные и образовательные организации с готовностью приняли участие в акции. Только в Москве было открыто 40 площадок в библиотеках, вузах и научных институтах. За 45 минут “лаборанты” должны были ответить на вопросы теста и сразу же после этого оценить свои достижения с помощью “завлабов” — преподавателей университетов и сотрудников академических институтов. “Несмотря на то что изначально акция была рассчитана на людей в возрасте от 16 лет, в ней участвовали и младшие школьники: некоторым “лаборантам” не исполнилось и семи. Одним из самых удивительных итогов акции стало то, что дети выступили не хуже, а в некоторых областях даже лучше взрослых”, — с удивлением констатировал руководитель проекта Евгений Насыров.
И действительно, в рубрике “Реникса”, где нужно было отличить научные факты от чепухи, школьники в среднем набрали больше баллов, чем участники с высшим образованием. Название рубрики организаторы взяли из заглавия книги советского физика Александра Китайгородского о псевдонаучных заблуждениях, который, в свою очередь, позаимствовал это слово из “Трех сестер” А.П.Чехова: “В какой-то семинарии учитель написал на сочинении “чепуха”, а ученик прочел “реникса” — думал, по-латыни написано…”. 
Первое ложное утверждение о том, что темная сторона Луны никогда не видна с Земли, испортило результаты теста одному из авторов теории Инфляционной модели Вселенной академику РАН астрофизику Алексею Старобинскому, который из-за этой ошибки уступил пятикласснику первенство на площадке Высшей школы экономики. Один из “завлабов” акции, руководитель научной программы проекта “Радиоастрон” член-корреспондент РАН Юрий Ковалев признался, что при выполнении теста он сделал ту же ошибку, приняв это утверждение за научный факт. По его мнению, причиной могла быть “чрезмерная уверенность в себе и некоторая зашоренность сознания”. Главное, что показали ученые своим участием и открытостью, — бояться надо не ошибок, а отсутствия критического мышления. Получать знания, анализировать и избавляться от заблуждений — вот что важно для человека. Поэтому самая главная ценность акции — в разборе заданий после теста. 
Максимально возможное число баллов по результатам теста не набрал никто. Лучший результат — 38 баллов — показала 16-летняя школьница из Нижнего Новгорода. Средний балл составил 24. На 20 вопросов “Рениксы” лучше всего ответили три участника, набравшие по 18 баллов. Семь человек показали наихудшие результаты, не заработав ни одного балла. Двое из них имеют высшее образование, а еще двое являются студентами вузов. 
Самым трудным оказался вопрос о близнецах. С ложным утверждением, что близнецы встречаются только среди людей, согласились 86% всех участников и 90,3% тех, кто указал в анкете наличие естественнонаучного образования. “Питаться ГМО опасно, потому что в них содержатся гены”, — так считают 77% участников. А холестерина в рафинированном подсолнечном масле, где его нет, опасаются 54% школьников и 91% людей с высшим образованием. Больше половины участников “Всероссийской лабораторной” полагают, что смена дня и ночи вызвана вращением Земли вокруг Солнца, а не вокруг своей оси. Примерно столько же людей ждет в ближайшем или далеком будущем контакта с пилотами НЛО, а 23% участников верят, что скоро появятся научные доказательства существования Бога. 
“С более сложными вопросами, требующими аналитического мышления, образованные участники справляются лучше, а общенаучные знания на уровне здравого смысла с ростом образования, похоже… убиваются”, — отметил научный редактор проекта “Всероссийская лабораторная”, член Комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме РАН Александр Сергеев. Он объяснил это тем, что в школе дети получают более-менее надежный научный багаж на всю жизнь. А потом попадают в агрессивную образовательную среду и рискуют заразиться псевдонаучными мемами. Он призвал социологов изучить этот феномен и проверить на репрезентативных данных.
“Главный результат “Всероссийской лабораторной” в том, что статистика, которую представили организаторы акции, уже устарела: она описывает ситуацию до разбора ответов на вопросы. Сейчас знания “лаборантов” значительно обогатились”, — сказал Юрий Ковалев. Положительным итогом стали, по его мнению, и результаты юных участников. “Несмотря на все известные недостатки российской школы, она показала себя хорошо, намного лучше, чем мы о ней думали. Спасибо ей за это большое”, — подытожил Ю.Ковалев.
Елена МОРГУНОВА
Фото Ольги Прудниковой

Нет комментариев