Незаменимый минимум. В курс школьной истории возвращается обязательная часть.

— По данным социологов, в 2017 году впервые большинство россиян признали историю наиболее востребованным школьным предметом. За этим, несомненно, стоит понимание того, что без прошлого у нас нет будущего, а история — наш учитель, — заявил председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, выступая на общем собрании РИО, отмечающего в этом году пятилетие со дня воссоздания. 

Он заявил, что, судя по результатам ЕГЭ, историю в нашей стране “пока знают неважно”, поэтому историческому образованию и просвещению следует уделять больше времени.
— Огромное значение в этом смысле имеет качество школьных учебников, — сказал председатель общества. — Они должны соответствовать историко-культурному стандарту (ИКС), разработанному под эгидой РИО ведущими учеными и педагогами страны. Напомню, что сейчас утверждены три линейки новых учебников по истории, и отрадно, что в наступающем году большинство наших школьников смогут по ним учиться.
Сергей Нарышкин также подчеркнул, что разные версии учебников должны конкурировать между собой, “но не сенсационностью выводов, а качеством и способом подачи материала”. 
В 2017 году единый государственный экзамен по истории сдавал каждый пятый выпускник школы, что, по мнению председателя РИО, недостаточно: ЕГЭ по этому предмету должен стать обязательным для всех. Такого же мнения придерживается, отстаивая его на разных уровнях, и глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она поблагодарила председателя РИО за поддержку. 
Министр напомнила, что в рамках ориентированной на ИКС Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории проведена оценка всех учебников по истории России, входящих в федеральный перечень. В результате 38 были исключены из него как не соответствующие концепции, а 14 новых — составивших три линейки, о которых говорил Сергей Нарышкин, — включены. По словам О.Васильевой, работа над концепцией шла совместно с РИО и Российской академией наук, а перед принятием этот документ активно обсуждался в обществе. 
— На сегодняшний день историческое образование в России вступило в новый этап развития, который определяется, с одной стороны, повышенными требованиями к профильным предметам, а с другой — состоянием исторической науки в мире и возросшим интересом в обществе к нашей истории, — констатировала министр.
Она сообщила, что новый подход к историческому образованию формируется и в вузах. В частности, завершается большая работа над концепциями по всеобщей истории и по обществознанию, на основе которых будут строиться программы обучения в высшей школе. Одновременно, как рассказала министр, продолжается совершенствование нового курса подготовки будущих педагогов-историков — бакалавров и магистров, разработанного профильными федеральными УМО. По словам О.Васильевой, эта программа учитывает требования, “которые сейчас предъявляются в России к образованию учителей истории”, и уже была опробована в ряде ведущих педагогических вузов в 2015-2016 годах.
Разработкой историко-культурного стандарта занималась группа ученых во главе с научным руководителем Института всеобщей истории РАН, сопредседателем РИО Александром Чубарьяном. В своем выступлении он подчеркнул, что с первых дней создания общества образовательные программы стали одним из приоритетов его деятельности.
— Эту работу нужно продолжать, — заметил он. — Думаю, что сейчас главный акцент необходимо перенести на высшее образование.
Проблемы с преподаванием истории в вузах есть, и, как сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, федеральная служба будет уточнять их уровень на местах путем проверок. Что же касается школьного курса изучения истории, то здесь ситуация по большей части ясна. ЕГЭ этого года показал: те, кто выбрал единый экзамен по данному предмету, неплохо умеют работать с историческими источниками, знают хронологию событий и основные факты. Важным показателем положительной динамики, с точки зрения экспертов, стало желание практически всех выпускников школ, сдававших историю, выполнить все части развернутого задания без пропусков. В числе проблем Сергей Кравцов назвал отсутствие навыка аргументации и низкие знания по вопросам всеобщей истории.
— Мы должны это учесть при повышении квалификации педагогов, — заметил глава Рособрнадзора. Он также обратил внимание на то, что многие учителя в стране все еще недостаточно используют ИКС, поэтому нужна точечная работа по совершенствованию его применения в регионах. 
В этом году ЕГЭ по истории сдавали порядка 110 тысяч школьников. Сергей Кравцов сообщил, что в регионах с проблемными показателями за прошлый год ведомство приняло меры по повышению качества преподавания и в итоге сейчас число не справившихся с заданиями (которые, кстати, были “полностью синхронизированы с ИКС”) сократилось в три-четыре раза, а число высокобалльников выросло с 5 до 7%.
Пробелы в освоении учениками предмета истории, выявленные по итогам всероссийских проверочных работ (в 2017 году они были проведены впервые по инициативе министра образования и науки), свидетельствуют, как считает руководитель Рособрнадзора, о том, что в школьный исторический курс пора возвращать обязательный содержательный минимум. 
Татьяна Возовикова
Фото с сайта http://putin24.info

Нет комментариев