Поиск - новости науки и техники

Бизнес завтрашнего дня. Инновационный опыт Великобритании может быть полезен и России.

В чем секрет успеха зарубежных инновационных кластеров? Можно ли перенести наиболее удачные модели, среди которых – британский инновационный центр Tech City UK, объединяющий фирмы в области информационных технологий, на российскую почву? В предлагаемом читателям материале, подготовленном на основе статьи “TECH CITY UK” доктора экономических наук, руководителя группы по научной и промышленной политике Сколковского института науки и технологий Ирины ­Дежиной и руководителя департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив ИЦ “Сколково” Альберта Ефимова (опубликована в журнале “Мировая экономика и международные отношения”), рассмотрен опыт деятельности Tech City UK и механизмы поддержки фирм, создающих программное обеспечение и мультимедийные продукты, а также высказаны предположения о возможных способах повышения результативности российских инновационных центров.

Глобальный рынок информационных технологий (ИТ) сейчас оценивается примерно в 3,5 триллиона долларов, что составляет около 4% общемирового ВВП. Однако его влияние на мировую экономику значительно выше, чем показывают “сухие цифры”. Новые способы обработки информации лежат в основе всех современных инноваций, создание устойчивого конкурентного преимущества невозможно без использования ИТ. Именно ИТ-отрасль вызвала переход “от геополитики нефти к геополитике технологий”, что подтверждается исследованиями, установившими положительную связь между вложениями в цифровые технологии и решением глобальных социальных проблем, таких как преодоление бедности и неравенства. 
Президентом РФ поставлена задача развития цифровой экономики в нашей стране, что делает актуальным изучение зарубежного опыта специализированных на сфере ИТ инновационных территорий, в частности, Великобритании, где создана своя модель развития “бизнеса завтрашнего дня” – Tech City UK.
В мировой практике сложились три модели развития инновационных территорий: 
1. Государство активно руководит их созданием (центр Cap Digital и наукоград Sophia Antipolis (Франция), а также отечественные “Сколково” и “Иннополис”);
2. Инновационный центр формируется без помощи государства (например, в Нью-Йорке и Берлине);
3. Государство участвует неявно, с помощью “невидимой руки” (наиболее известный пример – Кремниевая долина в США, развитие которой стимулировалось активным спросом федерального правительства на перспективные НИОКР, прежде всего военной направленности). 
Британская модель – Tech City UK – представляет собой некоммерческую организацию, финансируемую Министерством культуры, средств массовой информации и спорта, а также корпоративными спонсорами. Территория, на которой работает Tech City UK, к настоящему времени расширилась с неформального кластера фирм в Восточном Лондоне до общенационального проекта, интегрирующего всех производителей программного обеспечения Великобритании.
Основная цель организации определена как “ускорение развития производителей программных и мультимедийных продуктов и технологий в Лондоне и других городах Великобритании через поддержку фирм на любой стадии развития”. Для этого реализуется комплекс мер, включающий образовательные программы, политический лоббизм, маркетинг, продвижение и консалтинг. 
Глобальный кризис 2008-2009 годов запустил процесс кластеризации технологических компаний в районе Восточного Лондона. Исследования показали, что в период кризиса и роста безработицы малые инновационные предприятия являются главным источником появления новых рабочих мест, а фирмы, использующие Интернет как основу для бизнеса, создают в два раза больше рабочих мест, чем сокращают из-за повышения эффективности работы. Немаловажно и то, что в Лондоне и в непосредственной близости от него сосредоточены университеты мирового уровня. Великобритания в целом располагает прекрасной образовательной базой: в стране находятся 3 из топ-10 университетов и 31 из топ-200 общемирового рейтинга. 
Эволюцию проекта можно разделить на три периода: органического роста, официального запуска и расширения деятельности.
TECH CITY 1.0. Первый этап эволюции Tech City UK прошел без активного вмешательства государства. В Восточном Лондоне предприятия издательско-типографского бизнеса начали концентрироваться с конца 1950-х годов. Последовавшая затем трансформация издательского бизнеса в мультимедийный привела к тому, что с конца 1980-х годов эти компании стали специализироваться на производстве контента для быстрорастущей интернет-отрасли. Кризис 2008-2009 годов существенно отразился на всех отраслях Великобритании. Однако сфера ИТ оказалась менее всего ему подвержена, и восстановление в ней рабочих мест шло заметно быстрее. За период 1997-2010 годов в Восточном Лондоне был зафиксирован двукратный рост числа малых предприятий, что в два раза больше аналогичного показателя для Лондона в целом и в три раза – для Великобритании. Среди причин такого роста можно назвать низкие ставки арендной платы и наличие квалифицированных кадров.
TECH CITY 2.0. Этот этап характеризовался переходом к поддержке инноваций через “мощную руку государства”. В ноябре 2010 года премьер-министр Д.Кэмерон анонсировал ряд административных, инфраструктурных и финансовых инициатив, направленных на превращение Восточного Лондона в мировой центр ИТ-отрасли. Одной из них стало создание некоммерческой организации East London Tech City Initiative (Инициатива Tech City в Восточном Лондоне). Сообщество местных ИТ-фирм стало именоваться Tech City. 
Стратегия правительства по развитию Tech City базировалась на поддержке естественного процесса кластеризации. Важным было сочетание двух факторов: успешного развития ИТ-отрасли в Восточном Лондоне и того, что сам Лондон является одной из главных бизнес-столиц мира.
В апреле 2011 года организация была переименована в Tech City Investment Organization (Инвестиционная организация Tech City), а в мае 2012 года сформулированы ее основные функции. В их числе – снижение транзакционных издержек и содействие новым предприятиям в сокращении сроков их выхода на рынок, консультации по налогообложению, визовая поддержка талантливых иммигрантов. Организацию стало курировать Агентство торговли и инвестиций (UKTI), которое административно входит в Министерство бизнеса, инноваций и навыков. 
TECH CITY 3.0. Третий этап начался в декабре 2012 года, когда было объявлено о дополнительном финансировании Tech City UK и расширении сферы ее ответственности на всю территорию Великобритании. В соответствии с этими изменениями, в конце 2013 года организация получила официальное название Tech City UK, которое действует в настоящее время.
В январе 2014 года источником бюджетного финансирования для Tech City UK стало Агентство инноваций (Innovate UK), подведомственное Министерству бизнеса, инноваций и навыков. В 2015 году курирующее Tech City UK подразделение правительства сменилось еще раз. В 2016-2017 годах финансирование идет через Министерство культуры, средств массовой информации и спорта.
Основные направления по поддержке ИТ-предпринимательства через Tech City UK включают:
– консалтинг по использованию схем государственных льгот и визовой поддержки;
– лоббирование в правительстве интересов предпринимателей через организацию национальных и международных мероприятий;
– подбор менторов – наставников, которые на добровольной основе делятся с руководителями компаний профессиональным опытом и дают советы по ведению бизнеса;
– образовательные программы по технологическому предпринимательству;
– конкурсную финансовую поддержку.
Такой набор инструментов определяется тем, что Tech City UK работает с уже сложившимся кластером высокотехнологичных фирм, производителей программных и мультимедийных продуктов, нуждающихся лишь в медиаподдержке национального и международного уровня, а также в лоббировании своих интересов в правительстве и перед заказчиками из числа транснациональных корпораций. 
По сути Tech City UK является агентством по продвижению инновационной деятельности, маркетингу и помощи предпринимателям. При этом само оно не финансирует компании, а такого рода поддержка, включая налоговые льготы на исследования и разработки и гранты для малого бизнеса, администрируется в рамках общенациональных программ соответствующих министерств. Агентство только консультирует предпринимателей по вопросам получения доступных налоговых льгот и грантового финансирования. И с этой точки зрения Tech City UK нельзя считать классическим институтом развития.
Интересно, что в среде британских предпринимателей звучала серьезная критика Tech City UK. Отмечалось, что массированное медийное продвижение Восточного Лондона привело к росту цен на офисную и жилую недвижимость, вынудив некоторые высокотехнологичные фирмы покинуть этот район. В 2015 году 27% организаций рассматривали возможность переезда из Восточного Лондона. 
Характер лоббирования интересов высокотехнологичного бизнеса в правительстве тоже подвергался критике. По мнению предпринимателей, только те из них, кто уже имел хорошие связи в правительстве, могли рассчитывать на полезность взаимодействия с Tech City UK. Кроме того, отмечалось отсутствие сведений о прибыльности инвестиций в предприятия, входящие в Tech City UK. Критики утверждали, что руководители Tech City UK сосредоточились преимущественно на медиаактивности вокруг технологического предпринимательства, а не на реальной помощи предпринимателям. Неудовольствие экспертного сообщества вызывало и отсутствие ясно сформулированных технологических приоритетов.
Таким образом, эволюция Tech City UK характеризуется сменой нескольких моделей инновационного развития. Изначально происходило спонтанное формирование территориально ограниченного кластера высокотехнологичных фирм. Затем обозначился переход государства к их целенаправленной поддержке. К настоящему времени Tech City UK фактически превратилось в агентство по продвижению инновационных фирм, действующее в общенациональном масштабе и выступающее в роли “мощной руки государства”. 
Опыт Tech City UK представляет определенный интерес для новых технологических центров России, специализирующихся в той же отрасли – разработка программного обеспечения и мультимедийного контента. К ним относятся “Иннополис” (Республика Татарстан), полностью сконцентрированный на ИТ, и “Сколково”, где ИТ являются лидирующей областью специализации (около 30% общего числа компаний-участников “Сколково”).
Инновационный центр “Сколково”- это институт развития, созданный согласно Федеральному закону №244-ФЗ. Он обладает правом наделять участников проекта различными финансовыми и иными льготами, а также отвечает за развитие одноименной территории. 
“Иннополис” – несколько иная модель инновационного центра. Он работает только в одной отрасли – ИТ. Его организационно-правовая форма – особая экономическая зона, созданная согласно Постановлению Правительства РФ в 2012 году. 
Следует отметить два ключевых сходства между отечественными центрами инновационного развития и Tech City UK. Во-первых, все они активно используют “мощную руку” государства для коммерциализации результатов деятельности технологических предпринимателей. Административный ресурс одинаково востребован у российских и британских инноваторов, а процесс лоббирования имеет сходство в части демонстрации лучших проектов первым лицам государства и крупного бизнеса. Во-вторых, системо- и градообразующими организациями выступают университеты и учебные центры. Без центров генерации новых знаний ни в Лондоне, ни в “Сколково”, ни в “Иннополисе” предпринимательской активности не было бы.
В плане организационной эволюции опыт “Сколково” перекликается с Tech City UK. Так, в рамках “Сколково” происходит концентрация институтов развития, а сам инновационный центр начинает функционировать на основе принципа экстерриториальности. В то же время заметны и отличия. Российские инновационные центры слабее привязаны к сложившимся городам – лидерам инновационного развития. Tech City UK основывается на уже территориально сложившемся сообществе ИТ-бизнеса, тогда как “Сколково” и “Иннополис” строят новую городскую инфраструктуру в надежде, что предоставляемые льготы и социальные условия окажутся достаточно привлекательными для переезда туда предпринимателей. Иначе говоря, пока российские аналоги Tech City UK имеют более слабую опору на предпринимательскую среду. 
Сравнение Tech City UK, “Иннополиса” и “Сколково” по числу предприятий и динамике их роста позволяет сделать вывод о том, что успешность формирования инновационной системы во многом зависит от степени зрелости предпринимательского сообщества. Это важнее прямых или косвенных финансовых мер поддержки или наличия заново отстроенной инфраструктуры, хотя и специальные инструменты поддержки имеют значение.
Развитие Tech City UK основывалось на естественной кластеризации малых предприятий ИТ-отрасли. Меры, предпринятые правительством Великобритании, отвечали их запросам, а затем были успешно расширены до уровня национальной программы поддержки виртуального сообщества предпринимателей, экспертов, венчурных капиталистов и добровольных советников (менторов) в области технологического предпринимательства. История Tech City UK также показывает, что для ИТ-компаний доступность квалифицированных кадров и умеренная арендная плата, а также широкое определение технологических приоритетов важнее налоговых льгот. В Tech City UK приветствуются все виды ИТ-бизнеса, включая создание веб-ресурсов и мультимедийных продуктов. В результате разработчики технологий получают новых заказчиков в лице компаний, создающих мультимедийный контент. Можно предположить, что расширение числа участников в “Сколково” и “Иннополисе” станет логическим продолжением политики по привлечению успешных ИТ-компаний. При этом если “Сколково” находится в достаточно выигрышном положении с точки зрения расположения и изначальной логики функционирования, то “Иннополис”, в силу удаленности от главных научных центров страны, будет вынужден опираться в первую очередь на локальные крупные промышленные структуры и госсектор. 
Подготовила Светлана Беляева
Фото с сайта www.ccgrouppr.com

Нет комментариев