Микробы из железа

В условиях, сходных с марсианскими, найдены микробы — они живут во льдах Каскадных гор, в лавовых трубках. С подробностями — Astrobiology.com.
Лавовые трубки — это каналы, образованные стекавшей по склону вулкана неравномерно остывающей лавой. Замурованные льдами лавовые трубки — это практически морозильник, в котором очень мало кислорода. Микробы были обнаружены в лавовых трубках в Каскадных горах, что тянутся от Британской Колумбии в Канаде до севера Калифорнии на территории США через штаты Вашингтон и Орегон. Ученые Орегонского университета (Oregon State University) описали жизнь этих бактерий в журнале по астробиологии (Astrobiology). Сообщается, что в отсутствие органического материала внутри лавовых трубок микроорганизмы для получения источника энергии задействуют (каким-то образом) окисление железа, находящегося в составе вулканического минерала оливина. Оливин присутствует и в марсианской породе, и на других планетных телах.
Авторами исследования, которым руководила Эми Смит (Amy Smith), в лабораторных условиях было показано, что при комнатной температуре и при нормальном содержании кислорода в воздухе добытые изо льда микробы способны использовать в качестве субстрата — источника энергии — сахар, то есть органику. Но если источник углерода удалить, а температуру понизить до температуры замерзания воды, то бактерии Каскадных гор — их родовая принадлежность пока не разглашается, но это будто бы распространенные бактерии — начинают расти с использованием железа из оливина. “Такая реакция с вовлечением минерала вулканической породы прежде была неизвестна”, — поясняет в документе пресс-службы университета профессор Колледжа океанических и атмосферных исследований (College of Oceanic and Atmospheric Sciences) при Орегонском университете Мартин Фиск (Martin Fisk). “В вулканических породах, которые соприкасаются с воздухом и находятся при более высоких температурах, чем оливин в лавовых трубках, атмосферный кислород окисляет железо быстрее, чем до него доберутся микробы. Но внутри лавовых трубок, окруженных льдами, имеющееся малое количество кислорода используется микробами”, — отмечает профессор. Растущие на железе микробы были выделены изо льда, заполнившего лавовую трубку возле кратера Ньюбери в орегонских Каскадных горах на высоте 5000 метров. Трубка залегает на глубине 30 метров в условиях пониженного содержания кислорода и низких температур, что напоминает ученым условия под поверхностью Красной планеты, где тоже предполагается наличие железосодержащего оливина. Хотя, как отмечают авторы публикации, на Марсе может быть не так холодно, как во льдах Каскадных гор, но кислорода и воды там меньше. Исследования марсианского грунта и спутниковые исследования предполагают наличие на Марсе оливина. “Сейчас мы уже видим, что оливин может поддерживать микробную жизнь”, — говорит профессор Фиск.