Поиск - новости науки и техники

Устали отставать? Минобрнауки намерено увеличить экспорт образовательных услуг.

Сегодня по целому ряду причин международная деятельность вузов становится одним из важнейших направлений развития высшей школы. Что делается для роста числа обучающихся в России иностранцев на уровне государства и вузов? Каковы перспективы развития экспорта образовательных услуг? Эти вопросы обсуждались на традиционном совещании проректоров по международным связям российских вузов “Подготовка специалистов для зарубежных стран – необходимое условие развития экспорта российских образовательных услуг”, состоявшемся на базе Российского государственного университета дружбы народов (РУДН). Открывая заседание, ректор РУДН Владимир Филиппов предложил не только говорить о проблемах, но и по возможности предлагать пути их решения, а представителям вузов – рассказывать о своем опыте работы, заметив, что министры стран – участниц Болонского процесса “по-прежнему ждут инициативы от вузов”.
Заместитель руководителя Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Лариса Ефремова напомнила участникам совещания о концептуальных нормативных документах, на основе которых строится политика министерства и отдельных вузов. В одном из них, Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, приводятся целевые ориентиры развития системы образования. Три из них относятся к теме совещания: доведение дохода от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее чем до 10% объема финансирования системы образования; обеспечение условий, при которых показатели качества образования российских образовательных заведений будут находиться в начале рейтинга результатов международных сопоставительных исследований. И наконец, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% от общего числа студентов и создание условий для обучения студентов из стран СНГ.
Это означает, что в российских вузах должны учиться в год примерно до 300 тысяч иностранных студентов. Сейчас их 165,5 тысячи. В нашей стране накоплен огромный опыт обучения иностранцев: к началу 1990-х годов Россия была вторым после США поставщиком образовательных услуг. Но сейчас она занимает 8-е место в мире. Причем отстает от многих других стран и по темпу прироста числа иностранных студентов. Если, например, в Германии, Франции, Австралии он составляет свыше 10%, в Китае – 7%, то в России – менее 3% (а по некоторым подсчетам – всего 1-2%). Заместитель директора департамента предложила “консолидировать усилия, чтобы решить главную стратегическую задачу – повысить качество и конкурентоспособность национальной образовательной системы”, и рассказала об изменениях нормативно-правовой базы, разработанных министерством для достижения этой цели. В частности, подготовлен целый блок предложений для нового Закона об образовании. Прописываются права и обязанности граждан, обучающихся в России. Вносится норма по созданию филиалов российских вузов за рубежом. Предусматриваются изменения, упрощающие создание многосторонних сетевых образовательных структур: опыт Сетевого университета СНГ и Университета ШОС показал, сколько сложностей для такого процесса таит существующее законодательство. Предлагается также новая статья, согласно которой иностранные студенты наделяются правом трудиться в свободное от учебы время. И многое, многое другое.
Важный фактор, влияющий на приток иностранных студентов в Россию, – обеспечение их безопасности. По словам первого заместителя начальника управления ФСБ Сергея Егорова, несмотря на то что эта проблема постоянно в сфере внимания его ведомства, с безопасностью “не все благополучно”. Отмечаются факты нападения на иностранных студентов, в том числе с летальным исходом. Около 40% таких случаев объясняются национальной нетерпимостью. Назвав еще несколько видов нарушений законов, связанных с пребыванием иностранных студентов в России, С.Егоров призвал всех “совместными усилиями навести порядок”, делая упор на профилактике правонарушений.
Надо отметить, что система мер, необходимых для развития экспорта образовательных услуг, изложена в проекте соответствующей концепции, представленном проректорам еще на прошлогоднем традиционном совещании. Однако, как сообщила директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова, “к сожалению, в этом году системных мер по принятию или непринятию концепции предпринято не было”. Лариса Ефремова ответила, что сейчас проект концепции рассматривается руководством Минобр-науки; этому вопросу будет посвящено специальное заседание коллегии. И если проект будет одобрен, его представят для утверждения в правительство.
Почему процесс рассмотрения столь важного документа затянулся, что в нем такого спорного, осталось неясным.

Наталия БУЛГАКОВА/Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев