Часы — в ремонт. В Самаре знают, как наладить биоритм.

Ученые Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королева изучают потенциал нейрохимических регуляторов, которые в перспективе позволят ликвидировать последствия болезненных сбоев в биоритмах человека.

Жизнь на Земле носит циклический характер, и наш сон и бодрствование синхронизированы с суточным циклом планеты. Если человек в силу разных причин долго не получает никаких внешних сигналов о времени суток, к примеру находится в пещере, закрытом бункере, работает на космической станции, его ритм (называемый циркадианным) становится автономным. При этом известно, что в условиях изоляции ритм циркадианных часов человека составляет не привычные 24 часа, а 25 часов.

Для точной синхронизации биологических часов с внешним миром нужны так называемые “времязадатели” — к ним можно отнести колебание в освещенности (восход, закат), изменения температуры, уровень шума. Когда между внутренними часами организма и внешним временем (времязадателями) происходит сбой (например, после авиаперелета через несколько часовых поясов), мы чувствуем усталость и раздражительность.

Группа сотрудников кафедры физиологии человека и животных Самарского университета ищет способ избавить организм человека от неприятных последствий таких перепадов. Им удалось выявить, что определяющую роль в этих процессах играют два нейрохимических регулятора — аргинин-вазопрессин и вазоактивный интестинальный пептид. В рамках гранта РФФИ они изучают потенциал этих регуляторов в качестве адаптеров биоритмов при сбоях в освещении.

По словам руководителя проекта, профессора Алексея Инюшкина, оригинальность данному исследовательскому подходу придает использование электрофизиологических методов. “Они позволяют получить дополнительные данные о параметрах импульсной активности клеток циркадного осциллятора, а также о механизмах действия нейрохимических регуляторов на уровне отдельных клеток биочасов”, — поясняет он.

На основании результатов исследований ученые рассчитывают обосновать стратегию поиска новых фармакологических препаратов, которые помогут человеку адаптироваться к длительным нарушениям естественных биоритмов.

Юрий САХАРОВ