Токсичная защита

Обнаружен фундаментальный механизм защиты бактерий от антибиотиков. Статья об этом была опубликована в одном из недавних номеров журнала Science, это совместная российско-американская работа, впрочем, все ее авторы — наши соотечественники.
Речь идет о выделяемом бактериями сероводороде (H2S). В исследовании, проведенном под руководством профессора Нью-Йоркского университета (New York University School of Medicine) Евгения Нудлера (Eugene Nudler), показано, что этот токсичный газ необходим бактериям для выживания в условиях окислительного стресса (прежде считалось, что сероводород — это лишь побочный продукт жизнедеятельности микробов). А окислительный стресс может возникать, в частности, в результате воздействия антибиотиков. “О биохимии и физиологии сероводорода в обычных бактериях до сих пор известно на удивление мало”, — цитирует Евгения Нудлера ScienceDaily. “Мы были потрясены тем, какое влияние может оказать наше исследование на решение все усугубляющейся проблемы лекарственно-устойчивых бактерий”, — добавляет ученый. Оказалось, что сероводород помогает бактериям спасаться от действия антибиотиков.
Как поясняет в своем блоге один из авторов исследования с американской стороны (предположительно — Konstantin Shatalin, http://kilativ.livejournal.com), большинство антибиотиков не убивают напрямую бактерии, они просто подавляют жизненно необходимые процессы, да и то не на 100 процентов. А погибают бактерии от возникающего в это время окислительного стресса, когда образуются свободные радикалы, которые окисляют ДНК, белки и т.д. По словам блогера, роль сероводорода в данном случае заключается в гашении радикалов (сероводород — сильный восстановитель). Бактерии, у которых нарушен синтез этого газа, становятся в 10 раз чувствительнее к антибиотикам. Несколько лет назад Нудлером с соавторами была опубликована работа, в которой была показана аналогичная, защищающая бактерии от антибиотиков, роль оксида азота. Однако оксид азота в отличие от сероводорода производится не всеми бактериями. По мнению авторов, полученные результаты открывают возможности для принципиально нового подхода к лечению лекарственно-устойчивых бактериальных инфекций. Он предполагает, наряду с воздействием антибиотиков, также вспомогательную терапию, нацеленную на подавление естественной сероводородной защиты микробов. С российской стороны соавтором новой работы стал профессор Александр Миронов, сотрудничающий с Нудлером в рамках проекта по изучению процессов старения под названием “ГеронЛаб”.