Десять первых

Журнал Science опубликовал традиционные 10 важнейших научных достижений года. Список возглавляет метод терапии ВИЧ, который при определенных условиях практически блокирует распространение инфекции.
В исследовании, которое с 2005 года проводит Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) США, показано, что ВИЧ-инфицированные гетеросексуалы, начиная принимать антиретровирусные препараты при еще относительно здоровой иммунной системе, снижают риск передачи инфекции здоровому партнеру на 96 процентов. Это исследование проводится в рамках проекта под номером HPTN 052, который завершится только в 2015 году. Но уже сейчас на основании данных, полученных с привлечением 1763 гетеросексуальных пар в разных странах, стало ясно, что если ВИЧ-инфицированный партнер начинает принимать комбинированную терапию из трех антиретровирусных препаратов на ранних стадиях инфекции, он не только полностью избавляется от вируса сам, но и существенно снижает вероятность распространение ВИЧ. По словам директора Института аллергии и инфекционных заболеваний Энтони Фаучи (Anthony Fauci), “клинические испытания комбинированной терапии HPTN 052 убедительно продемонстрировали, что антиретровирусные препараты не только лечат, но и препятствуют передаче ВИЧ среди гетеросексуалов”. Эти данные были опубликованы в New England Journal of Medicine в августе.
Среди других достижений 2011 года журнал Science назвал успех японской космической миссии Hayabusa, которая обеспечила доставку на Землю образцов вещества с поверхности астероида Итокава. Оно оказалось типичным для большинства метеоритов и содержало хондры — крупицы силикатного состава.
Третье место в рейтинге Science занимают исследования происхождения человека. В этом году были получены данные, указывающие на присутствие в геноме современных людей следов скрещивания с архаичными предками, в частности с Человеком денисовским. Кроме того, были найдены останки ископаемого вида Australopithecus sediba, который совмещал в себе примитивные черты древних гоминин и признаки рода Homo.
Дальше снова биологическая работа: японские исследователи выделили и досконально изучили структуру растительного белка, который играет ключевую роль в фотосинтезе, преобразовании энергии солнечного света в энергию химических связей. Эксперты усматривают в этом путь к получению экологически чистой энергии.
Коротко о последних пяти прорывах в списке. В космосе обнаружены облака первичного газа с химическими элементами — водородом и гелием, которые после Большого взрыва возникли первыми. Исследования микробиома человека показали, что по микрофлоре кишечника всех нас можно разделить на три типа. Получены обнадеживающие результаты испытаний противомалярийной вакцины, обнаружены новые планетные системы у далеких звезд. И наконец, получены искусственные цеолиты — пористые минералы, которые можно использовать как молекулярное сито при очистке нефти, воздуха и как катализаторы при производстве детергентов для стиральных порошков.