Вскрыть упаковку

Обнаружено, что в головном мозге больных шизофренией некоторые гены “заблокированы” особыми молекулами, что нарушает нормальную работу нервных клеток. Это открытие предлагает путь к созданию принципиально новых препаратов для лечения психического расстройства. С подробностями — ScienceDaily.
Биологи из Исследовательского института Скриппса (The Scripps Research Institute) в Калифорнии обнаружили, что некоторые участки ДНК в клетках головного мозга больных шизофренией постоянно пребывают в “упакованном” и недоступном для считывания генетической информации состоянии. Это происходит потому, что к связанным с ДНК и обеспечивающим ее упаковку в суперспиральную структуру белкам-гистонам не прикрепляются особые группы атомов, называемые ацетильными группами. В норме соединение ацетильных групп с гистонами (ацетилирование гистонов) обеспечивает ослабление ДНК-гистонового комплекса, он становится менее “скрученным” и ДНК оказывается доступной для запуска механизма считывания генетической информации. По мнению авторов исследования, о котором со ссылкой на журнал Translational Psychiatry сообщает ScienceDaily, именно недостаточное ацетилирование гистонов в головном мозге является молекулярной причиной шизофрении.
Для устранения этого эпигенетического (то есть влияющего на передачу генетической информации, но не “записанного” в ДНК) эффекта ученые предлагают начать разрабатывать лекарства на основе веществ, которые подавляют активность определенного фермента — гистонной деацетилазы. Этот фермент лишает гистоны необходимых для последующего считывания ДНК ацетильных групп. Как отмечает, сообщая о работе ученых Института Скриппса МедПортал, в прежних исследованиях было замечено, что в головном мозге больных шизофренией и синдромом Хантингтона (это другое тяжелое заболевание нервной системы) при той же структуре ДНК, что у здоровых людей, неактивны некоторые гены. В поисках причины этого группа Элизабет Томас (Elizabeth Thomas) вместе с коллегами из Университета Мельбурна (University of Melbourne) исследовала посмертные образцы мозга больных и здоровых, хранящиеся в медицинских банках головного мозга в США и в Австралии. Сравнительный анализ показал, что образцы головного мозга субъектов с шизофренией отличались более низким уровнем ацетилирования определенной части гистонов. Это, по мнению авторов исследования, неизбежно должно было блокировать работу генов. Ученые обращают внимание на то, что некоторые умственные расстройства, наблюдаемые у пожилых людей, имеют сходство с шизофренией и могут иметь ту же биологическую природу. В связи с этим они не исключают возможности применения лекарств на основе ингибиторов гистонной деацетилазы для облегчения состояния пациентов при возрастных расстройствах. В то же время уже находящиеся в разработке для терапии других заболеваний препараты, подавляющие гистонную деацетилазу, могут быть использованы для лечения шизофрении.