Поиск - новости науки и техники

Революций не ожидается. Форменная деформация. На случаи жизни.

Закончилась очередная приемная страда… В этом году Единый государственный экзамен страна сдавала уже девятый раз. Что изменилось? 

 

Революций не ожидается

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила анализ предложений по совершенствованию Единого государственного экзамена (ЕГЭ), поступивших от граждан. 

Замечания и пожелания по улучшению ЕГЭ Рособрнадзор ежегодно собирает после завершения основного периода экзаменационной кампании. В этом году предложения принимались до 11 августа. Обращений поступило в два раза меньше, чем в прошлом году (около 200), и в десять раз меньше, чем в 2014-м (около 1000). 

Большинство предложений 2017 года носило организационный характер. 

Среди наиболее популярных были предложения по корректировке расписания ЕГЭ, совершенствованию процедуры рассмотрения апелляций, поданных участниками ЕГЭ. Также поступили предложения фиксировать время выходов участников ЕГЭ из аудитории, увеличить список дополнительных материалов, которые можно использовать на экзамене, например, добавить в их число циркуль, изменить шрифт контрольных измерительных материалов и ряд других. 

Многие как позитивный факт отметили сокращение сроков проверки экзаменационных работ и выдачи результатов участникам ЕГЭ и высказали пожелания сохранить такой порядок впоследствии и еще сократить сроки. Как и в прошлом году, поступили также предложения больше ничего не менять в организации ЕГЭ, сохранив действующий порядок проведения экзаменов. 

“Все поступившие предложения внимательно изучены специалистами Рособрнадзора и будут учтены нами в дальнейшей работе. Последние два года предложения граждан по корректировке ЕГЭ не носят революционный характер и касаются в основном незначительных уточнений процедуры. Это говорит о том, что система ЕГЭ устоялась и в обществе отсутствует запрос на внесение в нее радикальных изменений”, – отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По материалам сайта http://obrnadzor.gov.ru/ru 

Форменная деформация

Переход к Единому государственному экзамену в основном завершен. Проделана огромная работа, вложены значительные средства. Что мы приобрели в итоге? Свою точку зрения на ситуацию высказывает ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга член-корреспондент РАН Александр ЗАПЕСОЦКИЙ.

За то время, что действует ЕГЭ (напомним, он стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной – приема вузы в 2009 году), старшеклассники и их родители смирились с его неизбежностью и, выйдя из шокового состояния, начали воспринимать его как данность. 

Считается, что благодаря новой системе приема увеличилась доступность образования в ведущих вузах страны для молодежи из регионов. К примеру, в Петербурге доля иногородних первокурсников в общем наборе увеличилась практически вдвое: примерно с 30 до 66-68%. Увы, это не связано с реформой. Доля иногородних увеличивалась на 1,5-2% много лет ежегодно. И при введении ЕГЭ какого-то особого всплеска не зафиксировано. К тому же эту проблему можно было решить и совсем иными методами. У нас в университете доля иногородних последние 25 лет и без ЕГЭ составляет 66-68%.

Вместе с тем система ЕГЭ практически разрушила профориентационные связи вуза со школой. Раньше лучшие вузы стремились выявить и подготовить своего абитуриента. Заключали договоры со школами, создавали специализированные классы, ориентировали педагогов, детей, родителей на подготовку по своим требованиям. Теперь все это – в прошлом. 

Сейчас дети из регионов могут выбирать вузы по Интернету. Чиновники считают, что это замечательно. Экономятся расходы на поездки. Но в итоге люди выбирают не вузы, а их сайты, которые, увы, дают неполное (мягко говоря) представление об образовательных учреждениях. Получив информацию с экрана монитора, абитуриенты приезжают – и для них совершенно неожиданным становится многое из того, что они видят в вузе. Где-то сюрпризы оказываются радостными, где-то – совсем нет. Считаю, что, в конечном счете, система ЕГЭ нанесла сильнейший удар по поиску молодежью своей профессии, своего вуза, своего образа жизни и места в ней. 

За это время разработчики ЕГЭ предприняли огромные усилия по совершенствованию тестовых заданий, учли многие претензии педагогической общественности. Но качественного улучшения ситуации не произошло. Сегодня очевидно, что превращение образования в подготовку к сдаче ЕГЭ в любом случае приводит к его катастрофическим деформациям. 

В прежней системе старшеклассник, взращиваемый как творческая личность, впитывал знания под влиянием интереса к предмету, творчески отбирал и присваивал их, оперировал ими, комплектуя в итоге собственную картину мира. Эта картина в вузе дополнялась, обретала больший объем и глубину, становясь фундаментом овладения специальностью. 

Натаскивание же, воцарившееся в сегодняшней школе, побуждает ребенка тащить знания в память, как на склад, чтобы потом успешно пройти тестирование. В итоге выученное оказывается и скверным способом усвоенной информацией, и не складывается в картину мира. А без полноценной картины мира качественное высшее образование невозможно.

В последние годы нашему вузу, видимо, достаются сливки из общей массы выпускников. Средний конкурс – около 40 человек на место. По отдельным специальностям – свыше 120. Разумеется, с баллом ЕГЭ у первокурсников все в порядке. При этом сегодняшний школьный выпускник-отличник, на наш взгляд, подготовлен примерно на уровне хорошиста десятилетней давности. Хорошист – на уровне троечника. Существенно упала креативность старшеклассников, их умение оперировать информацией, работать в группе. Резкое ухудшение качества обучения в школе после введения ЕГЭ, пожалуй, очевидно уже всему российскому обществу. 

И наконец, по-моему, самое главное. В ходе образования ценности передаются учащимся совсем иначе, чем знания. Передаются в ходе целесообразно организованной деятельности школьника. 

Нам следует понимать, что натаскивание на сдачу ЕГЭ – дефективный способ включения обучаемого в деятельность, не вызывающий у него нравственных и эстетических переживаний. Натаскиванием не сформируешь культурную идентичность, гражданственность, любовь к Родине, патриотизм. Стремление к добру и неприятие зла, чувство прекрасного, почтение к старшим, уважение к закону, ценности, выработанные тысячелетиями развития отечественной культуры, при подготовке к сдаче ЕГЭ также не формируются. Иными словами, школа перестает формировать полноценную личность. Не выполняется важнейшая ее функция. Такое “образование” нам не нужно. Нужно совсем иное.

Чиновникам придется признать, что благие намерения, лежащие в основе внедрения нынешней системы, привели к плачевным результатам. И существенному улучшению созданная система, увы, не подлежит. Лучше это признать как можно раньше, но исправлять ситуацию не спеша. Ведь образование в силу своей специфики инерционно, не терпит резких перемен. Государственная политика в данной сфере должна быть изменена продуманно, выверенно и планомерно, без создания излишней нервозности в обществе. Надо извлекать уроки из ошибок.

На случаи жизни. Портал “Госуслуги” подскажет путь к образованию.

Под занавес приемной кампании в вузы Единый портал “Госуслуги” пополнился шестнадцатым разделом – “Получение образования”. Впрочем, информация и услуги, которые предлагаются здесь гражданам, касаются не только абитуриентов. Раздел адресован всем, кто интересуется любым из сегментов российской образовательной системы, и дает подробное представление о каждом уровне образования, от дошкольного до высшего, включая аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и ассистентуру-стажировку (магистратуру или специалитет в области культуры). Чтобы познакомиться с перечнем услуг, предоставляемых государственными ведомствами в этой сфере, необходимо обратиться в раздел “Жизненные ситуации”, а затем выбрать соответствующую категорию в каталоге. 

Портал подскажет, как записать ребенка в первый класс в своем регионе, а после поступления следить за его успеваемостью в режиме реального времени посредством “электронного дневника”. Выпускникам школ здесь предлагается, не приходя в школу, получать сведения о результатах сдачи ЕГЭ. Услуга бесплатная, необходимо лишь авторизоваться и отправить электронную заявку. Раздел “Частые вопросы” позволяет абитуриенту уточнить, какие формы обучения предоставляют сегодня наши университеты (включая сетевую), получить краткую консультацию об условиях реализации права на отсрочку от службы в армии на время учебы, а также узнать, какие категории поступающих могут на данный момент рассчитывать на льготы при приеме в вуз. 

Тем, кто нуждается в признании образования или квалификации, полученных за рубежом, предоставляется возможность с помощью нового ресурса стать обладателем необходимого свидетельства от Рособрнадзора. Это платная электронная услуга (6,5 тысячи рублей), и на ее оказание отводится 45 дней. Есть полезная информация и о том, как получить дубликат такого документа, но делать это придется уже не в электронном формате. Через портал можно также заказать услугу по подтверждению в России своего статуса специалиста в области медицины: установить эквивалентность иностранных документов об образовании и с соответствующим направлением отправиться на сдачу специального экзамена, а затем получить сертификат в Рособрнадзоре. Этот вид помощи оказывается бесплатно. Отметим, что желающие получить такую услугу предварительно предупреждаются об основаниях для отказа в приеме заявления и документов. Его можно получить, к примеру, в том случае, если иностранная образовательная программа, указанная в документе об образовании, не соответствует профильным программам, реализуемым в РФ.

Через активные ссылки на полезные ресурсы из образовательного раздела “Госуслуг” пользователь напрямую попадает на сайты Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации и сайт для иностранцев “Обучение в России”. Кстати, по последнему из перечисленных адресов есть информация и о том, как подготовить российские документы об образовании к признанию за рубежом, куда обращаться и в каких случаях такая легализация не нужна.

Портал обеспечивает контакт через личный кабинет и все необходимые оповещения тем или иным электронным способом (включая мобильное приложение). Пользователям также предлагается обращаться на ресурс со всеми претензиями по оказанию услуг (отказ, нарушение сроков, требование дополнительных документов и т.д.), и для этого есть специальная опция. Таким же образом можно получить ответ на любой вопрос по теме образования, выбрав нужную ссылку на страничке службы поддержки и добавив к сообщению контактные данные. 

Татьяна Возовикова 

Нет комментариев