Притяжение орбиты

В российских университетах сейчас наблюдается настоящий спутниковый бум. Одни вузы уже выводят свои космические аппараты на орбиту, совершенствуя технологии и даже предлагая уникальные новинки, другие готовятся ее штурмовать. Примечательно, что космосом увлечены и в столице, и в регионах.

Томск

На минувшей неделе с борта Международной космической станции запущен спутник “Томск-ТПУ-120” — первый российский космический аппарат, созданный с использованием 3D-технологий. В течение нескольких месяцев он будет поддерживать связь с Землей и в том числе со студенческим центром управления полетами Томского политехнического университета.

“Томск-ТПУ-120” относится к классу наноспутников, имеет размеры 30 х 11 х 11 см и массу 3,763 кг. Аппарат разработан в рамках космического эксперимента “РадиоСкаф” в научно-образовательном центре “Современные производственные технологии” ТПУ совместно с Ракетно-космической корпорацией “Энергия” и Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН. Проект приурочен к 120-летию Томского политеха, что отражено в названии.

Запускали “Томск-ТПУ-120” вышедшие на поверхность МКС космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский. Они расчехлили спутник, включили его систему питания, после чего Ф.Юрчихин с руки отправил аппарат в открытый космос.

За запуском спутника из Центра управления полетами Роскосмоса наблюдала представительная делегация — гендиректор Ракетно-космической корпорации “Энергия” Владимир Солнцев, ректор Томского политеха Петр Чубик, директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и другие. После того как “Томск-ТПУ-120” вышел на самостоятельную орбиту, участники события, имеющие непосредственное отношение к рождению напечатанного 3D-наноспутника, поделились своими эмоциями и впечатлениями.

“Событие, которого мы ждали полтора года, только что состоялось, — обратился к политехникам по скайпу П.Чубик. — Первый в мире наноспутник, напечатанный с использованием 3D-технологий, на котором стоит аббревиатура Томского политеха, вышел в открытый космос! Конечно, все получилось с помощью наших партнеров — ИФПМ СО РАН и РКК “Энергия”. Это событие поистине историческое, с чем я всех политехников и поздравляю!”.

“То, что мы сегодня наблюдаем, — результат совместных усилий производства, вузовской и академической науки. И этот полет — только первый наш шаг к дальнейшим интересным совместным проектам”, — добавил С.Псахье. К поздравлениям также присоединился советник гендиректора РКК “Энергия” Александр Чернявский, отметивший, что “Томск-ТПУ-120” открыл космическую эру напечатанных на 3D-принтере наноспутников.

Теперь, после выхода в космос, согласно законам физики, спутник “Томск-ТПУ-120” начнет свое движение вокруг нашей планеты по собственной орбите. Поскольку, в отличие от космической станции, он не имеет двигателей, под действием гравитации Земли он будет постепенно снижаться и примерно через четыре-шесть месяцев сгорит в плотных слоях атмосферы.

На протяжении своего полета “Томск-ТПУ-120” будет транслировать на Землю голосовые сообщения — послание народам Земли, записанное студентами ТПУ на 11 языках мира: русском, татарском, казахском, английском, немецким, французском, испанском, португальском, китайском, арабском, хинди. Радиолюбители могут поймать сигнал на таких частотах: 145,8 и 437,025 МГц. Нужно помнить, что частота смещается, так как спутник движется. Кроме того, спутник будет передавать телеметрию — информацию о параметрах работы его систем.

Корпус “Томск-ТПУ-120” выполнен из материалов, разработанных для использования в экстремальных условиях космоса. “Наш первый опыт запуска спутника в космос позволит составить заключение об эффективности его конструкции, использованных при его создании материалов. Спутнику придется выдержать серьезные испытания на стойкость — это и солнечная радиация, и сильные температурные перепады (на солнечной стороне орбиты Земли +100°C, на темной стороне -100°C). В связи с этим его корпус и внутренние несущие элементы созданы из специального прочного и термостойкого пластика, а аккумуляторы оснащены еще и дополнительной керамической теплоизоляционной защитой, поскольку именно эти элементы у наноспутников наиболее уязвимы в условиях сильных температурных перепадов”, — рассказал директор Института физики высоких технологий ТПУ Алексей Яковлев.

Москва

В июле с космодрома Байконур запущен спутник “Искра-МАИ-85”, созданный в Московском авиационном институте. Он выведен на орбиту на ракете-носителе “Союз-2.1а” в составе космического аппарата (КА) “Канопус-В-ИК”.

Спутник, сконструированный в Московском авиационном институте, выведен на орбиту впервые за последние 25 лет. Его полетная программа рассчитана на полгода. Контроль за четырехкилограммовым аппаратом и прием информации с него осуществляются из центра управления полетами МАИ.

Над спутником трудились студенты и молодые специалисты университета, которые разработали и запустили универсальную платформу стандарта CubeSat 3U. В дальнейшем ее можно будет использовать для различных научно-образовательных экспериментов.

В качестве полезной нагрузки на спутнике используется модуль исследования теплового состояния электронных компонентов магнитного исполнительного органа системы ориентации и стабилизации КА, разработанный совместно с индустриальным партнером — НИИ электромеханики.

Вскоре после запуска “Искра-МАИ-85” новый импульс получил партнерский проект Московского авиационного института с индийским агентством Space Kidz India, организовавшим международную платформу по укреплению связей между юными учеными разных стран. В рамках проекта стороны разработают и отправят на орбиту космический аппарат, созданный студентами МАИ и учащимися из Индии. Запуск спутника на Международную космическую станцию планируется в октябре. Старт будет приурочен к 70-летию установления дипломатических отношений с Индией. Всего индийское агентство при поддержке российского университета планирует создать три малых КА.

“МАИ имеет богатый опыт проведения космических экспериментов на российском сегменте МКС, в том числе международных — Интер-МАИ-75, Сферы, EarthKam, — рассказывает начальник СККБ “Искра” аэрокосмического факультета МАИ Сергей Фирсюк. — Очень перспективным кажется привлечение к таким проектам новых участников. У наших индийских партнеров есть множество инновационных наработок в области электронных компонентов, которые интересно проверить в условиях реального космического полета”.

Партнерство МАИ с индийскими коллегами из аэрокосмической отрасли имеет многолетнюю историю. Одаренные учащиеся школ Индии, которые интересуются авиастроением и космонавтикой, при поддержке Space Kidz India имеют возможность обучаться в МАИ на англоязычных программах бакалавриата и магистратуры в области аэрокосмических дисциплин.

Ижевск

Проект создания студенческого исследовательского спутника “Калашников” обсуждался на очередном совещании с участием представителей приборостроительного факультета и ректората Ижевского государственного технического университета им. М.Т.Калашникова, специалистов АО “Ижевский радиозавод” и АО “Ижевский электромеханический завод “Купол”.

К 100-летию Михаила Калашникова ИжГТУ планирует несколько интересных проектов, и запуск космического аппарата на орбиту — один из них. Студенческие спутники сегодня не новость — такие проекты успешно реализуют крупные российские университеты. Собственные учебные микроспутники есть у МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Уфимского государственного авиационного университета, Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королева, Московского авиационного института (НИУ). В 2019 году в списке “космических” вузов появится и ИжГТУ.

О подробностях проекта рассказывает его куратор, заведующий кафедрой “Конструирование радиоэлектронной аппаратуры” приборостроительного факультета ИжГТУ Владимир Глушков:

— Студенческое конструкторское бюро космического приборостроения создано в ИжГТУ на кафедре “Конструирование радиоэлектронной аппаратуры” приборостроительного факультета в конце 2013 года. Его главные задачи: организация научных исследований в условиях околоземной орбиты на малых космических аппаратах и пропаганда среди студентов университета тематики космической направленности.

Наш стратегический партнер в производственном процессе и испытаниях микроспутника и наземного комплекса управления — Ижевский радиозавод, предприятие, с которым университет связывают тесные научно-производственные отношения. Решено, что для самого космического аппарата будет использована готовая платформа, куда мы поместим ряд научных блоков для проведения научных исследований и экспериментов в космосе в автоматическом режиме. Весить наш микроспутник будет от 3 кг.

При создании аппарата хотим использовать формат CubeSat — именно его имеют известные студенческие спутники. Низкая для космической техники стоимость и унификация платформ и комплектующих “кубсатов” позволяют разрабатывать их университетам. В космос они выводятся с борта пилотируемых и автоматических грузовых космических кораблей и орбитальных станций.

Мы будем искать и новых партнеров этого большого проекта — в том числе среди вузов. Уже сейчас интерес к нему проявил наш давний замечательный друг — Технический университет города Брно. Чешские коллеги предложили несколько вариантов орбитальных экспериментов, и вполне возможно, что один из них будет реализован.

Что касается студентов, то сейчас непосредственно в работе над проектом участвуют шесть человек, а в целом, на этапе проектирования и в дальнейшем при получении и обработке данных со спутника о научных экспериментах будут задействованы 10-15 человек, может быть, и больше.

Запуск студенческого спутника “Калашников” официально включен в республиканскую программу празднования 100-летнего юбилея Михаила Калашникова.

Материалы подготовили пресс-службы ТПУ, МАИ и ИжГТУ