Гонки по горизонтали. Куда расти учителю?

Накануне начала нового учебного года был дан старт широкому общественному обсуждению модели Национальной системы учительского роста (НСУР). Участники мультимедийного круглого стола, прошедшего в формате видеомоста Москва — Казань в РИА “Россия сегодня”, говорили о том, как оценивать квалификацию педагогических работников в рамках НСУР, каковы тут риски и перспективы. 

Открывая мероприятие, министр образования и науки РФ Ольга Васильева напомнила, что проект модели НСУР был разработан в соответствии с поручением Президента РФ, по итогам заседания Госсовета РФ 23 декабря 2015 года. “Но это не столько поручение, сколько вызов нашей профессиональной жизни, — отметила она. — Это ответ на вопросы, которые поставила нам система образования”. 

Министр подчеркнула, что профессиональный рост учителя зависит от его базового образования — среднего и высшего, от его научно-исследовательской работы. “Но важно и другое: знать, куда двигаться дальше, чтобы не было выгорания, растерянности, разочарования в специальности”, — добавила она.

В этом году, по словам О.Васильевой, в 50 регионах страны отмечен “очень значимый приток” молодых учителей в школы — от 5 до 10%. Заметно вырос конкурс в педагогические вузы. Что нужно сделать для того, чтобы каждый педагог постоянно стремился к повышению своей квалификации? К инструментам, направленным на поддержку этого стремления, министр отнесла административную вертикаль (совершенствуя свое мастерство, учитель может занять более высокую позицию в системе образования) и педагогическую аттестацию. Однако система профессионального роста, заявила О.Васильева, будет не только вертикальной, но и горизонтальной, что откроет большие перспективы для молодых. 

Подробнее о “горизонтали” рассказал Евгений Ямбург, директор школы №109 и президент Педагогической ассоциации “Педагог XXI века”. По его словам, разработчики модели НСУР отталкивались от нового профессионального стандарта педагога, разработанного в 2013 году и принятого в 2014-м. “Сегодня в одном и том же классе сидят разные дети: одаренные и не очень, с проблемами здоровья, с синдромом дефицита внимания… Современный учитель, кроме знания своего предмета, должен обладать особыми профессиональными компетенциями. Поэтому и потребовался новый стандарт. Проект Национальной системы учительского роста разрабатывался с учетом его требований”, — объяснил Е.Ямбург. 

Он подчеркнул, что внедряемая система, какой бы она ни была, не должна привести к потере уже существующих преференций для учителя. Новые перспективы роста для молодых появляются благодаря введению нескольких градаций: учитель, старший учитель, ведущий учитель… Если вертикальный рост означает повышение в должности (но тут возможностей не так много), то горизонтальный предполагает, что учитель остается в той же должности, но признается рост его педагогического мастерства.

Главный вопрос тут: “а судьи кто?”. Сейчас существует педагогическая аттестация, и во многих регионах для подтверждения своей квалификации учителю приходится собирать огромное количество бумаг — “50 кг портфолио”, по выражению Е.Ямбурга. “Пока решает чиновник, доверия к системе не будет”, — предостерег он. 

За разработку НСУР отвечает педагогическая ассоциация “Педагог XXI века” (создана в октябре 2016 года “в целях содействия в применении профессионального стандарта педагога силами самого педагогического сообщества”).  Выбор форм и методов оценки труда учителя — вопрос очень болезненный. Их надо разработать, апробировать в регионах, нормативно закрепить — и только потом распространять на всю страну. “Не должно быть немедленного внедрения — тут надо действовать по принципу “семь раз примерь, один отрежь”, — подчеркнул Е.Ямбург.

Между тем есть в России регион, уже “примеряющий” на себе систему учительского роста, — это Татарстан. Опытом поделился заместитель министра образования и науки республики Тимирхан Алишев. Заметив, что “качество образования зависит от квалификации преподавателей” и что “внедрение НСУР — ювелирная, кропотливая работа, эта система не должна ухудшить положение учителей”, он рассказал о проекте, который республика реализует совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). В РТ организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Оценивались, в частности, видео-фрагменты уроков и решение кейсовых задач. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

Организаторы нашли хороший “крючок” для привлечения молодых специалистов к добровольному участию в сертификации: попадание по рейтингу в первую сотню означает для них, кроме морального удовлетворения, надбавку к зарплате 10 тысяч рублей. 

Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. С января в Татарстане заработает программа профессиональной поддержки учителей. “Мы продолжим апробирование этой модели”, — пообещал Т.Алишев. 

Национальная система учительского роста должна быть подготовлена к 2020 году.

— Главное — чтобы все учительство воспринимало внедрение этой системы как возможность сделать что-то полезное для себя, а не как очередную карательную меру, как воспринимает сейчас, — заявила председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Галина Меркулова. В августе, по ее словам, утверждена “дорожная карта” проведения диагностики (тестирования) знаний учителя. “Но пока этот инструмент не закреплен в законодательстве, нельзя обязать использовать его при аттестации”, — предупредила Г.Меркулова. Татарстан, по ее выражению, “опережает события”, а в России в целом с
1 сентября начинается тестирование учителей математики и русского языка — также на добровольной основе. Впрочем, его результаты могут учесть при аттестации, но лишь при условии, что учитель сам этого захочет. Если же кто-то получит неудовлетворительные результаты, директору сообщат только, что такому-то учителю нужна помощь в таком-то направлении. Г.Меркулова подчеркнула, что о влиянии итогов диагностики на зарплату говорить преждевременно. К 2020 году должна измениться профессиональная подготовка учителя, на общенациональном уровне будут усовершенствованы подходы к оплате труда. Также она выразила надежду на то, что станет меньше требований по отчетности, педагогам не придется заполнять столько бумаг. Решить последнюю задачу силами только Минобр-науки и профсоюза невозможно, тут нужна координация министерства с другими ведомствами, поэтому при правительстве создана специальная межведомственная комиссия. Г.Меркулова призвала педагогов не волноваться по поводу НСУР: новая система будет внедряться “не резко, не сразу”. Заключила она свое выступление категоричным: “Но если не будет серьезных инвестиций в систему образования, мы вряд ли сможем что-то сделать”. 

Ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Лубков также отметил существенное улучшение качества приема на первый курс (например, на специальность “учитель русского языка и литературы” в МПГУ проходной балл в этом году вырос на 20 пунктов и достиг 92). Как серьезную проблему ректор обозначил “нестыковку векторов”, задаваемых высшим и послевузовским педагогическим образованием в институтах повышения квалификации — не только в административном плане, но и в содержании. Он поддержал идею создания федеральных центров непрерывного педагогического образования, цель которых — системно выстраивать отношения между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием. “По сути, национальная система учительского роста — это и есть наше непрерывное педагогическое образование, которое, безусловно, нуждается сегодня в определенных настройках. Думаю, у нас есть все основания для того, чтобы эту национальную модель запустить”, — сказал он. 

Ректор Московского педагогического государственного университета Виталий Рубцов напомнил, что в доработке профстандарта активно участвовало педагогическое сообщество. Уже в самом этом стандарте заложена система уровней профессионализма, и это дает основания полагать, что сообщество примет модель НСУР и включится в ее обсуждение. НСУР, по сути,  “дорожная карта” повышения квалификации и развития профессиональной деятельности учителя. Еще одно основание для уверенности в том, что НСУР будет сообществом принята, — на последнем заседании федерального УМО утверждены примерные образовательные программы, разработанные с учетом требований профстандарта. Это значит, что новые поколения педагогов будут готовиться по современным требованиям, двигаться в направлении, которое задает Национальная система учительского роста.

Комментируя опыт Татарстана, ректор отметил, что в рамках совместного проекта университета и республики, с привлечением учителей года, различных специалистов, даже родителей, был найден образец системы оценки качества подготовки выпускников образовательных программ. Теперь надо понять, как строить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом, как оценивать профессиональную квалификацию учителя. На этот сложный вопрос должно ответить само педагогическое сообщество.

Министр образования и науки согласилась: “Я целиком и полностью убеждена, что решать, как подходить к оценке учителя, должно профессиональное сообщество. Мы будем помогать по всем направлениям, но здесь не может быть чиновничьей оценки”.  

Наталия БУЛГАКОВА

 

 

Нет комментариев