Поиск - новости науки и техники

Множество единых. Для школ подготовят линейку базовых учебников.

В преддверии начала нового учебного года в пресс-центре МИА “Россия сегодня” представители образовательного сообщества обсудили, какими должны быть школьные учебники. Круглый стол был посвящен разработке концепции единых учебников по всем дисциплинам.
Заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская, принявшая участие в недавнем Всероссийском родительском собрании, проходившем на площадке Центра образования №548 “Царицыно”, рассказала о том, что больше всего волнует родителей.
По словам Ларисы Санатовской, учебных книг и пособий сегодня настолько много, что порой вес портфеля оказывается больше, чем вес самого ребенка, а это вредно и с психологической, и с медицинской точки зрения. Содержание учебников также вызывает нарекания – в них, отмечают родители, много неточностей, некорректностей и зачастую орфографических ошибок.
– Иногда кажется, что это не образовательное пособие, а договор с каким-то банком о кредитных взаимоотношениях, когда читающий документ человек не улавливает смысла в том, что видит, но понимает, что все это очень кому-то нужно, – заметила она.
Нелепость отдельных заданий, по мнению представителя родителей, подчас превосходит самые сказочные ожидания. А некоторые “лишены не только смысла, но и нравственности”.
Сегодня школы сами выбирают, по каким учебникам учить детей. Единая линейка школьных учебников для всех образовательных учреждений, считает Л.Санатовская, облегчит жизнь и родителей, и самих школьников.
Первый вице-президент Управляющей компании “Просвещение” Михаил Кожевников подтвердил: необходимо сформировать единое образовательное пространство, для этого нужна какая-то общая база содержания образования, обязательная для всех.
Вместе с тем линейка учебников с первого по одиннадцатый класс должна обеспечивать преемственность между начальной и средней школами, четко выстроенную межпредметную логику. По мнению эксперта, это поможет “детям из разных классов, школ и городов говорить на одном языке, понимая друг друга”.
И есть еще одна серьезная проблема: сегодня темы, знание которых предполагают задания ЕГЭ, в выбранном школой учебнике могут просто отсутствовать. Это ставит ребенка на экзамене в неравные условия с теми, кто учился по другим учебникам, и становится для него причиной сильнейшего стресса. Вопросы ЕГЭ должны быть приведены в соответствие с едиными линейками базовых учебников (когда таковые появятся).
А как быть со специализированными школами с углубленным изучением различных предметов?
Михаил Кожевников подчеркнул, что базовые учебники ни в коем случае не подразумеваются как единственные.
– В школах и классах, в зависимости от их специализации, отводится разное число часов на дисциплины, – объяснил он. – Поэтому для обеспечения индивидуальной образовательной траектории, кроме базового учебника, будут использоваться наборы различных пособий, прошедших все требуемые экспертизы.
С необходимостью создания единого образовательного пространства согласился и заведующий кафедрой педагогической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования Виктор Гуружапов. Однако, по его мнению, на этом пути много барьеров.
– Взгляды на содержание современного образования разнятся, – говорит В.Гуружапов. – Главный вопрос в том, на каком уровне понимания мира мы сейчас находимся. Пока он не решен, сложно говорить о базовом учебнике.
Что же касается психологического развития школьников, то специалистам стоит определиться с тем, чего они ждут от начальной, средней и старшей школы. Нужно более детальное описание содержания каждого уровня.
Кроме того, по словам В.Гуружапова, сегодня не существует четкого определения, что такое учебник. База знаний нужна, но какой она должна быть? Может, стоит создавать базовый учебник как книгу для учителя, а для подростка “собирать” отдельное пособие? Чтобы уже дальше авторы различных учебно-методических комплексов отталкивались от этой матрицы?
Между тем работа над созданием базового набора учебников уже идет. Об этом напомнила эксперт Русского академического фонда профессор Людмила Букалерова. На практике, считает она, очень многое зависит от того, кто автор учебника. Обычно книга проходит общественную и государственную экспертизу, так что качество учебника контролируется. Однако есть нюансы. Некоторые авторы, например, пишут учебники и для первого, и для выпускного классов. Но ведь подача материала для детей разного возраста должна быть разной, а один и тот же человек редко способен одинаково хорошо писать и для малышей, и для старших школьников. Не исключаются и коррупционная составляющая, и коммерческие интересы. Издательство может переиздавать одно и то же пособие и распространять его по школам и вузам. А учебники нуждаются в обновлении. Современный мир меняется очень быстро!
В целом, участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимость в единых базовых учебниках по всем дисциплинам назрела.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото РИА Новости

Нет комментариев