Эксперты об экспорте. Российскому образованию нужен товарный вид.

В последние годы развитие экспорта образования, прежде всего высшего, — одна из важнейших задач государственной образовательной политики России. Самое большое препятствие на пути ее решения — недостаточная конкурентоспособность нашей системы ВПО. Как сделать российское образование более привлекательным для иностранных студентов, как нашим вузам выиграть конкуренцию с университетами других стран, что должно предпринимать государство? Ответы на эти и другие вопросы предлагают известные российские эксперты в сфере образования Сергей Беляков, Татьяна Клячко, Елена Полушкина, Гульнара Краснова и Наталья Сюлькова в совместном труде “Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений”. Книга, адресованная специалистам в области экономики и управления высшего профобразования, вышла в минувшем году в серии “Экономическая политика: между кризисом и модернизацией” издательского дома “Дело” Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В ней обобщены и систематизированы актуальные проблемы повышения конкурентоспособности отечественного образования и развития его экспортного потенциала, а также предложены меры по их решению. Оценки и выводы специалистов подкреплены экономическими выкладками, обширным статистическим и графическим материалом.
Авторы книги исходят из того, что конкурентоспособность объекта определяется не просто его местом в шкале сопоставлений с другими подобными объектами и изменением этого места со временем, как это часто понимается. Конкурентоспособность — “совокупность качественных и количественных характеристик объекта или системы образования, оценка которых отличается от аналогичных характеристик иного объекта или иной системы образования и позволяет получить лучшие по сравнению с ними результаты деятельности”. Внутренняя конкурентоспособность обеспечивает привлечение в учреждения образования населения своей страны, внешняя свидетельствует о привлекательности национальной образовательной системы для учащихся из других стран, прежде всего с развитой инновационной экономикой.
По приведенным в книге данным, доля иностранных учащихся в российских учебных заведениях по сравнению с аналогичными показателями ведущих стран мира незначительна. Объем средств, получаемых учреждениями ВПО из иностранных источников, составляет всего 0,3% от общего объема поступлений.
Согласно исследованиям Programme for International Student Assessment (PISА), по оценке результатов обучения на различных ступенях общего образования Россия занимает с 24-го по 32-е место и отнесена к группе стран, средний балл которых ниже среднего балла по всем странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как с сожалением констатируют авторы, в нашей стране на сегодняшний день методология оценки состояния системы образования для применения в практике управления не разработана. В книге приводится обоснование ряда характеристик для определения уровня конкурентоспособности образования. Кроме того, исследуется, какие факторы влияют на выбор и граждан РФ, и зарубежных учащихся (цены на образовательные услуги, обеспеченность студентов местами в общежитиях и другие).
Ученые также проанализировали, почему заканчивались неудачей попытки системного решения проблемы, предпринимавшиеся в последние годы на государственном уровне. Известно, что экспорт образования — значимый фактор повышения конкурентоспособности страны на рынках товаров, технологий и труда. В России же, констатируют эксперты, в последние годы он сокращается по многим направлениям. В частности, уменьшается число студентов как из большинства стран СНГ, обучающихся очно в российских вузах, так и из стран дальнего зарубежья. Отмечается, правда, небольшое увеличение притока учащихся из Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Молдова и Кыргызской Республики, что не компенсирует общего снижения этих показателей.
Меры по повышению экспортного потенциала российской системы ВПО разрабатывались в 2005-2007 годах в рамках Федеральной программы развития образования и Федеральной целевой программы развития образования. Были даже подготовлены конкретные предложения. Однако в практику они внедрены не были и потому существенного влияния на решение проблем экспорта образования не оказали. Министерство образования и науки РФ разработало и опубликовало Стратегию экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов. Некоторые решения этот документ предлагает. Но в последние два года их выполнению помешал кризис, из чего эксперты заключают, что масштабность и эффективность российского экспорта образования будет во многом зависеть от сценария развития экономики страны.
В книге определены барьеры, которые препятствуют выполнению предлагаемых мер, названы факторы, определяющие возможность их реализации. В главе, посвященной анализу экспортного потенциала России, выявлены и проанализированы механизмы и условия его развития, обозначены основные конкуренты России в этой области.
На основании полученных выводов ученые выработали рекомендации по эффективной реализации мер, предложенных в проектах по повышению экспортного потенциала российской высшей школы. В числе перспективных направлений названы повышение качества образования и развитие методов его оценки, участие России в Болонском процессе, повышение академической мобильности студентов и преподавателей, создание модели интеграции российского ВПО в международное образовательное пространство, а также развитие программ двойных дипломов российскими и зарубежными вузами и расширение их партнерских отношений. Учитывая большие объемы сотрудничества российских университетов с университетами КНР и США (особенно вузов Сибири и Дальнего Востока), эксперты призывают обратить особое внимание на поддержку экспортных образовательных программ, реализуемых российскими вузами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По мнению авторов, чтобы обеспечить рост экспортного потенциала, необходимо проработать ряд вопросов на уровне государства. Например, определить его геополитические и геоэкономические задачи, организовать маркетинговые исследования и разработать на их основе меры по продвижению российского ВПО на мировых образовательных рынках.
Рассказано в книге и о положительном опыте развития экспорта образования. Один из ярких примеров продуктивного участия государства в формировании привлекательного облика стран обучения в книге — Сетевой университет СНГ (СУ СНГ) как новый межгосударственный бренд в образовании. Его создание было инициировано Россией в 2008 году, а в 2009-м университет был учрежден представителями 11 вузов из России, Киргизии, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Украины. Сегодня в Консорциуме вузов СУ СНГ состоят уже 22 университета из девяти стран Содружества. На 2011/2012 учебный год государствами-участниками выделено 127 квот для студентов, осваивающих совместные магистерские программы. Еще 72 квоты получены от Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Сетевой университет выполняет важную роль в развитии студенческой мобильности, повышении качества и привлекательности ВПО на территории Содружества.
На основе проанализированных данных и с учетом вероятных изменений показателей и характеристик эксперты разработали несколько возможных сценариев развития экспорта образовательных услуг отечественной системы ВПО. Как пессимистических, так и оптимистических. Эти расчеты есть в книге. К примеру, вариант худших перспектив основан на низких финансовых показателях развития российской системы ВПО. Расходы на одного бюджетного студента в 2008 году по сравнению с 2001-м выросли, и разница с объемом аналогичных расходов в странах ОЭСР уменьшилась в три раза. Однако из-за сокращения темпов роста расходов на образование в 2009-2011 годах этот показатель по-прежнему невысок, что не позволит России на равных конкурировать на мировом рынке ВПО и к 2020 году: по расчетам экспертов, через восемь лет показатели экспорта незначительно превысят уровень 2008 года. По оптимистическому сценарию, в 2012 году мировой финансово-экономический кризис будет преодолен, и доля российской системы ВПО на мировом образовательном рынке достигнет 0,75-0,8%, а к 2020 году она должна составить 1,7-1,8%.
В заключение авторы книги делают вывод, что все управленческие решения, принятые в первое десятилетие XXI века для развития экспорта российского образования, могут быть взяты за основу при дальнейшем стратегическом планировании в этой сфере. Однако для того, чтобы в долгосрочной перспективе полноценно реализовать эти планы, необходимо моделировать экономические механизмы экспорта образовательных услуг на основе демографических и общеэкономических показателей.

С книгой знакомила Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев