На Марсе — плохая погода

Снежные метели начинают бушевать в нижних слоях марсианской атмосферы с заходом Солнца. На это указало моделирование погоды на Красной планете. С подробностями — Nature News.
С наступлением ночи на Марсе температуры могут опускаться до уровня, обусловливающего погоду значительно худшую, чем представлялась планетологам до сих пор. Снежные метели с порывистым ветром способны осложнить работу марсианских миссий, считают авторы нового исследования, которое публикует Nature Geoscience. Но помимо важности марсианской погоды для исследовательских аппаратов, ее понимание может также объяснить, что произошло с водой на Марсе и что станет с той водой, что еще осталась на планете. В исследовании, которое провел Аймерик Спига (Aymeric Spiga) с коллегами по Университету Пьера и Марии Кюри (Pierre and Marie Curie University) в Париже, были объединены три широко используемые модели, что позволило планетологам симулировать крупномасштабные глобальные климатические условия, подсчитать турбулентность воздушных потоков и даже локализовать прогнозы погоды для Марса. Раньше ученые использовали в каждом исследовании только какую-нибудь одну из моделей. Когда применялась модель глобального климата, можно было предсказывать местонахождение облаков, но это ничего не говорило о внутриоблачной динамике, пояснил изданию Nature News Спига. По его словам, снежные бури на Марсе до сих пор не были открыты именно по этой причине. Сам по себе снег на Красной планете открытием не является — на полюсах планеты есть ледяные шапки. От внимания ученых ускользала важность облаков в формировании марсианской погоды, включая снегопады.
В течение дня ледяные облака на высоте 10-20 километров от поверхности планеты поглощают солнечный свет и поддерживают тепло и стабильность атмосферы. Но Спига с соавторами обнаружили, что после захода Солнца температура внутри облаков понижается быстро, с каждым часом на 40 градусов в Кельвинах. Модели французских ученых показали, что холодные нисходящие воздушные массы смешиваются с горячим воздухом, поднимающимся с поверхности. К 2 часам марсианской ночи мощные колонны порывистого ветра достигают скорости 10 километров в секунду. Нисходящие порывы приносят с собой снегообразные частички льда. Некое подобие снега у полюсов Марса зарегистрировал в 2008 году посадочный аппарат НАСА Phoenix. Тогда ученые подсчитали, что, прежде чем рассеяться в атмосфере, ледяные частицы на протяжении четырех часов, падая, проходят 1-2 километра. Но Спига с коллегами показали, что эти крошечные частички льда — размером в одну тысячную дождевой капли — на то же расстояние опускаются за 5-10 минут. Моделирование выявило также восходящие водяные пары в облаках у полюсов планеты.

Изображение с сайта www.nature.com