Восточная десятка. Китай предложил свой рейтинг научных и технических достижений 2011 года.

Китайская академия наук (Chinese Academy of Sciences) на своем сайте на днях опубликовала список 10 лучших мировых достижений науки и техники за 2011 год. Составленный совместно с Инженерной академией Китая (Chinese Academy of Engineering) рейтинг выглядит так:
1. Универсальный метод создания одноатомных пленок.
Международная исследовательская группа, включая ученых из Оксфордского университета, опубликовала в февральском номере журнала Science отчет, в котором говорится, что изобретен простой, быстрый и недорогой способ создания тончайших одноатомных пленок из большого разнообразия материалов. Новый метод, как ожидают специалисты, приведет к революционному “технологическому продвижению”.
2. Крупнейший в мире самолет, работающий на солнечной энергии.
Это швейцарский Solar Impulse, который успешно завершил свой первый международный рейс в мае прошлого года, пролетев 630 километров из Швейцарии в Брюссель приблизительно за 13 часов.
3. Удержание атомов антиводорода в течение 1000 секунд.
Ученые ЦЕРН объявили в июне 2011 года, что они удерживали 309 атомов антиводорода более 16 минут. По мнению китайских специалистов, это достижение поможет проникнуть в суть природы антивещества.
4. Биологический лазер.
Исследователи из Гарвардской медицинской школы и Массачусетской клинической больницы (США) (Harvard Medical School and Massachusetts General Hospital in Boston, Massachusetts) сообщили в июне прошлого года, что ими создан первый в мире биологический лазер, принцип действия которого основан на слиянии светоизлучающих белков медузы с единственной клеткой человека. Этот отчет был опубликован в журнале Nature Photonics. Считается, что такие лазеры могут быть полезными цитологам — в изучении определенных соматических клеток и медикам — в лечении различных заболеваний.
5. Антилазер.
Ученые из Йельского университета объявили в феврале 2011 года, что построен первый в мире антилазер, в котором сближающиеся пучки света смешиваются и уравновешивают друг друга. Возможности применения этого открытия связаны, по мнению специалистов, в первую очередь, с вычислительной оптикой, а также с другими областями науки.
6. Запуск американского марсохода “Любопытство” (Curiosity).
НАСА запустило самый большой в мире внеземной исследователь Красной планеты в ноябре прошлого года. Как ожидают, он окажется на Марсе 6 августа 2012 года и исследует способность планеты в прошлом и настоящем поддерживать микробную жизнь. Продолжительность миссии — один марсианский год, то есть приблизительно 687 земных суток.
7. Кристалл способен хранить информацию, закодированную в спутанных квантах.
Исследователи из Университета Калгари в Канаде (University of Calgary, Canada) и Университета Падерборна в Германии (University of Paderborn, Germany) впервые успешно продемонстрировали, что кристалл может хранить информацию, закодированную в запутанных квантовых состояниях фотонов. Отчет об исследовании опубликован в прошлогоднем январском выпуске журнала Nature. По мнению специалистов, это открытие может стать важным шагом на пути к квантовым сетям.
8. Секвенирование генома картофеля.
Проектная группа, состоящая из 29 исследовательских групп, представляющих 14 стран мира, включая китайских ученых, опубликовала результаты проекта по секвенированию картофельного генома в июльском номере журнала Nature. Это достижение поможет ученым и селекционерам повысить урожайность картофеля, а также улучшить качество, пищевую ценность и сопротивляемость болезням этого ценного корнеплода.
9. Самый быстрый компьютер.
Японский ИT-гигант Fujitsu и финансируемый правительством японский научно-исследовательский институт RIKEN объявили в ноябре прошлого года, что они построили самый быстрый в мире компьютер, который может выполнять 10.51 квадриллионов операций с плавающей запятой в секунду. Японский суперкомпьютер — первое мегаустройство, которое преодолеет порог в 10 квадриллионов операций в секунду.
10. Самый маленький электромобиль.
Нидерландские исследователи изобрели самый маленький в мире электрокар, сделанный на основе единственной молекулы. Технология, предложенная учеными, может использоваться для доставки чрезвычайно небольшого количества лекарственного препарата к определенной точке человеческого организма.