В смежном измерении. Science-art — против кризиса рациональности?

В наполненной светом галерее блестели сложные устройства из стекла, металла и других материалов, уходил к стене ряд черных и белых стульев — количество теннисных мячиков, на которые опирались их ножки, иллюстрировало ряд Фибоначчи (каждое последующее число равно сумме двух предыдущих). Здесь же можно было увидеть “нано­фрукт”, “прорыбу” и множество других удивительных вещей. Экспонаты выставки “Регенерация разума”, состоявшейся недавно в московской галерее Black Dog, удивляли, а порой и заставляли задуматься.
Особенность этой выставки в том, что ее организаторы — слушатели годовой учебной программы профессиональной переподготовки “Эстетика: Арт-бизнес” философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Программа существует уже восьмой год, выставка “Регенерация разума” — уже семнадцатый в общей сложности проект, подготовленный в ее рамках. Но для нынешних слушателей — первый.
Руководитель программы “Эстетика: Арт-бизнес” Сергей Дзикевич рассказал, как выбиралась тема выставки:
— Мы исходим из того, что интересно обществу, арт-миру. Сейчас чрезвычайно актуальны проблемы, пограничные между наукой и искусством. С одной стороны, многие говорят о кризисе рациональности, то есть принятых процедур в науке, с другой — о кризисе традиционного искусства. Возможно, выход из обоих кризисов где-то посередине. Не случайно образовалось такое направление, как science-art. Что это такое? Это проявление традиционных склонностей науки и искусства искать закономерности, проявлять интуицию. Это стремление показать широкой публике в пластических формах жизнь интеллекта. Регенерация — термин биологический. Если ра­зум вступает в кризис, он, по нашей мысли, должен найти в себе ресурс, восстановиться, как хвост у ящерицы. И поможет ему в этом искусство.
Программа не случайно была открыта именно на философском факультете МГУ: кафедра эстетики — старейшая и на сегодняшний день единственная специализированная кафедра эстетики в России. План для годичной программы профессиональной переподготовки “Эстетика: Арт-бизнес” включает в себя фундаментальные дисциплины, прежде всего курс классической эстетики и курс истории искусства. Лекции читают преподаватели МГУ. Кроме того, университет приглашает специалистов из Российского института культурологии, Государственного научно-исследовательского института реставрации, из муниципальных и частных галерей, а также из крупнейших музеев, таких как Исторический, Третьяковская галерея.
В группе традиционно обучаются не более 20 слушателей. Их отбирают по результатам собеседования. Единственное требование к претендентам — желание и мотивация для развития. Программа рассчитана на два семестра, ее стоимость составляет 120 тысяч рублей. Кроме теории предусматривается и практика. Слушатели в течение учебного года должны подготовить три выставочных проекта в реальных галерейных условиях. Для этого университет арендует профессиональные пространства в центре Москвы.
О качестве образовательной программы лучше всего судить по профессиональным успехам ее выпускников. Многие из них работают в крупнейших галереях страны. Ирина Бухтиярова в Министерстве культуры курирует современное искусство, Екатерина Розанова — коллекцию Сбербанка.
Используя возможности своего университетского статуса, программа “Эстетика: Арт-бизнес” философского факультета МГУ два года назад основала премию “Ломоносов­Арт” (“ЛомАрт”) за интеллектуальные достижения в современном искусстве. Эта премия вручается в рамках ежегодного Фестиваля науки на площадке Московского университета. А 4-5 апреля этого года МГУ им. М.В.Ломоносова и Центральный Дом художника проведут первую Международную научно-практическую конференцию “Научное искусство”, в рамках которой состоится выставка “SCIENCE ART’2012”. Один из многих вопросов, которые будут рассматриваться на конференции, — научное искусство как синтез научного и художественного способов познания.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев