Поиск - новости науки и техники

Баллов прибавилось. Уровень знаний абитуриентов растет.

В Белоруссии подвели первые итоги вступительной кампании: больше половины абитуриентов стали студентами высших учебных заведений республики. Из более чем 92 тысяч человек, которые зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования, 53,5 тысячи получили студенческий билет.
В этом году немного сократилось число выпускников белорусских среднеобразовательных учреждений. Пропорционально снизились и плановые показатели приема в вузы. По информации пресс-службы Министерства образования РБ, в этом году на все формы получения образования за счет средств бюджета вузы республики приняли 26,7 тысячи человек (в 2016 году – 27,1 тысячи). При этом на дневную форму с целью удовлетворения заказа организаций на подготовку специалистов с высшим образованием – 22,4 тысячи (в 2016-м 
– 22,5 тысячи). На платной основе обучаться в вузах будут 26,8 тысячи студентов (в 2016-м – 28,4 тысячи).
Приемная кампания в нынешнем году проводилась по новым правилам. Основным нововведением стала возможность сдавать ЦТ по четырем предметам. При этом для поступления по-прежнему требовались результаты тестов по трем дисциплинам. Тем самым абитуриент за счет дополнительного предмета мог значительно расширить перечень специальностей для поступления. Или же, в случае целенаправленного поступления на конкретную специальность, пройти ЦТ по двум государственным языкам и выбрать лучший результат. Как бы то ни было, большинство экспертов предсказывали рост проходных баллов на самые популярные специальности. 
Результаты ЦТ показали достаточно высокий уровень знаний абитуриентов. Так, 303 абитуриента представили в приемные комиссии 100-балльные сертификаты. При этом 11 человек показали абсолютные результаты по двум предметам и 292 – по одному. В отличие от прошлого года набрать максимальное количество баллов по трем предметам не удалось никому. Наибольшее количество 100-балльных сертификатов было выдано по математике – 69, русскому и белорусскому языкам – 66 и 35 соответственно, химии – 25, истории Белоруссии – 19, биологии – 18, обществоведению – 16. В числе абитуриентов, показавших абсолютные результаты, 250 являются выпускниками учреждений среднего общего образования 2017 года.
Как рассказал на встрече с журналистами вице-премьер правительства Василий Жарко, результаты тестов на 10-15% лучше, чем в прошлом году. По его словам, одна из причин прогресса в том, что тесты в большей степени соответствовали школьной программе, нежели раньше. К следующей вступительной кампании все тесты будут полностью отвечать содержанию программы средней школы. Поручение по этому поводу дал президент страны, подчеркнул В.Жарко. 
Еще одно нововведение – увеличение резервных дней для прохождения ЦТ с одного до трех. Это правило не оказало значительного влияния на ход вступительной кампании для белорусских абитуриентов, но зато дало возможность российским абитуриентам спокойно пройти белорусское ЦТ после сдачи ЕГЭ и претендовать на получение высшего образования в РБ, в том числе и бесплатного. 
По результатам вступительной кампании самыми популярными специальностями на дневной бюджетной форме обучения стали “Архитектура” – 4,8 человека на место (Белорусский национальный технический университет), “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений” – 5,0 (Гомельский госуниверситет), “Компьютерная физика” – 5,5 (Белорусский госуниверситет (БГУ)), “Психология” – 6,5 (Белорусский государственный педагогический университет (БГПУ)), “Актерское искусство” – 11,4 (Белорусская государственная академия искусств), “Дизайн” – 12,6 (БГУ), “Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)” – 15,2 (БГПУ). 
Впрочем, в последние годы о популярности и престиже профессии более объективную оценку дает проходной балл, который складывается из суммы трех результатов ЦТ и среднего балла школьного аттестата (максимум 400 баллов). Так, например, в БГУ средние баллы по факультетам доходили до 380. На все формы получения высшего образования в этом году университет принял около 5,5 тысячи абитуриентов (из них 2164 – на дневную бюджетную форму). Средний балл поступивших на дневную бюджетную форму обучения составил 321 (в 2016 году – 300). Как отметили в приемной комиссии БГУ, в вузе зарегистрированы рекордные средние баллы на факультете международных отношений – 380 и на факультете прикладной математики и информатики – 359. Это самая успешная приемная кампания по уровню подготовленности абитуриентов БГУ. 
Самые высокие проходные баллы среди естественнонаучных специальностей оказались у “Прикладной информатики” – 372 (в 2016-м – 364), “Информатики” – 360 (349), “Актуарной математики” – 352 (338) и “Компьютерной безопасности” – 352 (335). Самые высокие проходные баллы среди социально-экономических и гуманитарных специальностей – у “Международных отношений” – 384 (382), “Международного права” – 384 (382), “Управления информационными ресурсами” – 382 (376), “Политологии” – 382 (362). Как видим, предположения экспертов о том, что проходные баллы на престижные специальности в этом году возрастут, полностью оправдались. Примерно такая же динамика отмечена и в остальных ведущих вузах Белоруссии.
Однако не везде конкурс на бюджетные места просто зашкаливал. По результатам зачисления в нескольких вузах остались вакантные бюджетные места. Правда, по сравнению с прошлым годом их количество снизилось в 6 раз. Если в 2016-м вакантными остались 109 мест дневной формы обучения и 32 заочной, то в этом году их осталось соответственно 7 и 16. В основном это специальности педагогического и технологического профилей.
Официально вступительная кампания завершится поздней осенью. Впереди еще прием иностранных студентов, а также набор на заочное отделение сельскохозяйственных вузов. И лишь затем в Министерстве образования подведут окончательные итоги и, главное, дадут оценку нововведениям этой вступительной кампании, по ходу которой возникли новые предложения по корректировке правил приема. В частности, предлагается обсудить целесообразность учета среднего балла аттестата при поступлении. С одной стороны, это мотивирует школьника к высокой успеваемости по всем предметам, с другой – слишком много в этих оценках субъективизма, которого во вступительной кампании быть не должно.
Подготовил Александр ЮРИН

Нет комментариев