Поиск - новости науки и техники

К языковому барьеру. Русские в Латвии поборются за свои права.

Референдум по приданию русскому языку в Латвии статуса государственного намечен на 18 февраля. В преддверии этого события в Москве состоялась презентация книги “Дискриминация русских в странах Балтии: причины, формы, возможности преодоления”.
Один из ее авторов – Александр Гапоненко, президент Института европейских исследований в Риге, выступая на презентации, заметил, что особенной формой этой дискриминации стали вытеснение русского языка из употребления, запрет на преподавание на нем в учебных заведениях республики. В России, по его мнению, мало кто знает об истинном положении дел. История и литература России преподаются в Латвии в искаженном виде, уничтожаются русские памятники и символы, существуют ограничения для средств массовой информации на русском языке. Конечно, Россия своих соотечественников, проживающих в Латвии, поддерживает – через переподготовку учителей русского языка, предоставление квот на бесплатное обучение молодежи в российских вузах, комплектацию библиотек литературой и помощь в издании книг. Но для сохранения русских как национального меньшинства в стране этого недостаточно.
Согласно латвийскому законодательству, образование во всех государственных высших учебных заведениях, средних школах (10-12 классы), а также в профессиональных учебных заведениях должно осуществляться только на государственном языке. И поскольку русский в Латвии таковым не является, русские дети могут обучаться на родном языке только с 1 по 9 класс. Получить же образование более высокого уровня на русском (как и на других негосударственных языках) можно только в частных учебных заведениях, а оплата обучения там далеко не всем семьям по карману. Всего в Латвии, по данным на 1 июля 2011 года, проживают 606 973 русских (34,60% от населения страны), кроме того, есть немало украинцев и белорусов. В качестве родного языка русский является вторым по распространенности в республике и первым – по владению.
О реформе образования в Латвии в книге рассказывает основатель и директор частной школы “Эврика”, доктор педагогических наук, бывший депутат Латвийского парламента Яков Плинер. По его оценке, принятые в 2004 году в Латвии законы о гражданстве, языке и образовании были дискриминационными, они заложили мину замедленного действия, что и привело к наблюдаемому сейчас в республике “двухобщинному обществу”. Яков Плинер приводит высказывание Эвии Папуле, в свое время возглавлявшей проведение реформы: она публично признала, что никаких научных обоснований для нее не было, это решение чисто политическое. Плинер настроен пессимистично: по его мнению, в Латвии русская школа, которой уже более 200 лет, скорее всего, умрет естественным путем, так как учителей для нее нигде не готовят, за исключением преподавателей русской словесности.
Идея референдума по приданию русскому языку статуса государственного возникла у представителей русской общины вследствие того, что депутат Латвийского парламента Райвис Дзинтарс собрал 113 тысяч подписей за переход на полное обучение на латышском языке.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев