Академик РАН Евгений Каблов. Программное заявление.

Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию. Ф.Жолио-Кюри

Сейчас Российская академия наук находится в сложнейших условиях глубокого системного кризиса. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо ответить на самый главный вопрос: что же нужно сделать? 

Проработку мероприятий по преодолению кризиса необходимо начинать с определения перечня проблем, которые требуют немедленного решения:

— недостаточный уровень взаимодействия между Академией наук, ФАНО России и другими органами государственной власти;

— неопределенный статус Российской академии наук в системе государственного управления научно-техническим комплексом;

— неоптимальная схема финансирования научно-исследовательских работ, проводимых как институтами ФАНО, так и самой РАН; архаичная и малоэффективная модель управления Академией наук, не отвечающая возникающим перед российской фундаментальной наукой вызовам;

— низкая фондовооруженность, физическое и моральное устаревание приборной и технологической базы большинства институтов и, как следствие, стремительная деградация инфраструктуры;

— старение кадров, связанное с недостаточной подготовкой научных, инженерных и педагогических кадров, эмиграция талантливой молодежи за рубеж;

— исчезновение проектов полного инновационного цикла с высоким уровнем готовности технологий вследствие разрушения кооперационных связей между институтами РАН, Государственными научными центрами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, высшей школой и предприятиями реального сектора экономики;

— отсутствие в Российской академии наук системы управления результатами интеллектуальной деятельности, что приводит к неудовлетворительной защите Академией своего приоритета на результаты проведенных исследований;

— нерешенность социальных вопросов, приводящая к снижению престижа отечественной академической науки в обществе и отсутствию интереса у молодежи к работе в институтах РАН.

Решение данных проблем требует принятия целого комплекса мер как в самой РАН, так и в ее взаимоотношениях с федеральными органами исполнительной власти, вузами, интегрированными структурами, научными центрами и институтами, средствами массовой информации. Ниже представлены тезисы, которые выработаны с учетом мнений научного сообщества, органов государственной власти и высшей школы.

1. Повышение уровня взаимодействия между Российской академией наук и органами государственной власти

Согласно ст. 16 ФЗ №253 “О Российской академии наук…”, РАН осуществляет только информационное взаимодействие с органами государственной власти (в части научной информации, в том числе аналитических и справочных материалов). Безусловно, подобный уровень взаимодействия является недостаточным, а его крайняя зауженность ведет к дальнейшему отрыву научного сообщества от задач эффективного решения всего комплекса научных вопросов для социально-экономического развития страны, долгосрочного научно-технологического прогноза и определения на его основе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также участия в общественно-политической и экономической жизни страны.

Необходимо создать (или правильнее — воссоздать) на базе Академии постоянно действующий межотраслевой орган, в состав которого должны войти представители РАН, ФАНО, органов исполнительной власти, в том числе и региональных, отраслевых институтов, ведущих университетов, крупного бизнеса, что позволит проводить скоординированную политику в области фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на достижение новых знаний с учетом обобщения результатов мировой науки в интересах долгосрочного научно-технологического развития государства, осуществлять трансфер технологий и готовить высококвалифицированные научные кадры. Этот орган может (как ранее Комиссия по формированию Комплексной программы научно-технического прогресса под руководством вице-президента АН СССР В.А.Котельникова) проводить анализ перспектив мирового научно-технологического прогресса и вырабатывать рекомендации для органов государственной власти в части приоритетов научно-технологической политики на долгосрочный период и путей их организационного и экономического обеспечения. Очевидно, что в условиях преимущественно бюджетного финансирования науки (пусть и в виде грантов) степень государственного регулирования научно-технологической сферы в части как выбора приоритетов, так и ответственности за продуктивное использование средств  должна быть более весомой.

Особое внимание следует уделить вопросам взаимодействия между РАН и ФАНО России. Отсутствие ряда нормативных актов, регламентирующих механизмы этого взаимодействия, привело к тому, что до сих пор не определены сферы ответственности этих организаций.

Необходимо изменить принцип “двух ключей” следующим образом: РАН и ее руководящие органы (Президиум, руководство отделений) несут ответственность за организацию и проведение научных исследований в институтах, подведомственных ФАНО, а также за распределение (в соответствии с определенными приоритетами) выделяемых на научно-исследовательские работы ассигнований в рамках программы фундаментальных и поисковых исследований, полное выполнение этих работ, своевременное обеспечен ие правовой охраны полученных результатов и трансфер этих результатов интеллектуальной деятельности. Тематика научных исследований, оценка их эффективности и результативности, постановка задач институтам должны быть прерогативой РАН, а не ФАНО. С другой стороны, ФАНО должно решать вопросы административно-хозяйственного обеспечения, эффективного управления имуществом, обновления инфраструктуры, лабораторной и технологической базы. ФАНО должно разработать инвестиционную программу технологической модернизации академических институтов, для чего необходимо совместно с РАН разработать единый план закупки оборудования, в первую очередь высокотехнологичного и дорогостоящего, на ближайший и среднесрочный период в соответствии с Государственной программой фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации. Повышение фондовооруженности институтов и центров коллективного пользования должно рассматриваться в качестве важнейшего приоритета Академии наук, для чего необходимо разработать и утвердить соответствующую государственную программу.

Сложившаяся ситуация противостояния РАН и ФАНО недопустима и только увеличивает разрыв между академическим сообществом и основной массой научных работников РАН. Деятельность ФАНО должна быть полностью интегрирована в работу РАН, для чего целесо-
образно включить руководителя ФАНО в состав Президиума РАН, а уполномоченных должностных лиц ФАНО — в составы Бюро и Президиумов отделений РАН. Также и в состав руководства ФАНО необходимо включить одного или нескольких членов Президиума РАН (вице-президента и главного ученого секретаря РАН). Таким образом будет обеспечено четкое разделение: управление научными исследованиями останется за научным сообществом, а административный аппарат станет осуществлять сугубо хозяйственное обеспечение, что полностью отвечает тем задачам реформирования Российской академии наук, которые ставились Президентом России.

Необходимо разработать нормативно-правовой акт федерального уровня, регламентирующий статус, цели деятельности, функции и полномочия Российской академии наук, с подробным определением органов управления, принципов организации РАН, подотчетностью, порядком взаимоотношений с органами государственной власти и иными организациями, порядком международной и внешнеэкономической деятельности. Закрепление за Российской академией наук ведущей роли (и ответственности) в организации научных исследований в стране позволит значительно ускорить перевод российской экономики на инновационный путь развития на основе опережающего роста нового технологического уклада, довести расходы на НИОКР до необходимого уровня, восстановить престиж науки и обеспечить достойную оплату труда ученых.

2. Установление статуса и повышение роли Российской академии наук в системе государственного управления научно-технологическим комплексом страны

Для достижения целей и выполнения задач и функций, прописанных как в Уставе РАН, так и в ФЗ №253, необходимо принять следующие меры.

В части разработки предложений по формированию и реализации государственной научно-технологической политики:

Академия наук должна получить реальные и нормативно формализованные инструменты формирования и реализации государственной научно-технологической политики. На заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию 23 ноября 2016 года Президент РФ призвал выстроить современную систему управления научно-технологическим развитием с исключением дублирования НИР и ОКР научными организациями различной ведомственной принадлежности. Эта задача может быть решена при помощи научного прогнозирования и планирования, в том числе и на долгосрочный период, как это было реализовано в советский период в 1972-1989 годах при разработке Комплексных программ научно-технического прогресса. РАН должна осуществлять подобную работу совместно с федеральными органами исполнительной власти и иными заинтересованными участниками.

Задачей прогнозирования должно являться научное обоснование главных направлений долгосрочной научно-технологической и социально-экономической политики, обеспечивающей успешное решение экономических и социальных проблем, укрепление обороноспособности страны путем всесторонней интенсификации производства и рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов с проведением оценки последствий ее реализации. Ключевой задачей является разработка и повсеместное применение цифровых технологий.

В части проведения фундаментальных и поисковых научных исследований:

Российская академия наук должна обеспечить научное сопровождение Стратегии национальной безопасности и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Доктрины продовольственной безо-пасности и ряда других основополагающих документов, разработать четкую и ясную программу социально-экономического, технологического и культурного развития, организуя и координируя выполнение не только фундаментальных, но и поисковых и прикладных исследований. Кроме того, Российская академия наук должна проводить и развивать научные исследования, направленные на получение новых знаний о законах развития природы, общества и человека, необходимых для последующей практической реализации перспективных технологий, способствующих росту производительности труда и улучшению качества жизни в нашей стране, что должно стать основой для реализации Национальной технологической инициативы.

Особую роль в реализации долгосрочных стратегий развития России должны играть отделения Российской академии наук.

Необходимо предусмотреть самое широкое участие Академии наук в разработке Государственной программы научно-технологического развития Российской Федерации, а также в разработке и согласовании новой Государственной программы фундаментальных и поисковых исследований, в которых определяются скоординированные механизмы финансирования комплексных научно-технологических программ и проектов полного инновационного цикла. Для этого в кратчайшие сроки нужно разработать, согласовать с органами государственной власти, государственными научными центрами, ведущими университетами, госкорпорациями и институтами развития и утвердить Государственную программу фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации на долгосрочный период с четко определенными целями и задачами, соответствующими Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. В последующем эта государственная программа позволит реализовать комплексные научно-технологические программы и проекты полного инновационного цикла в области обеспечения безопасности, развития новых производственных технологий, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, а также иных направлений в рамках приоритетов научно-технологического развития, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.

Кроме того, необходимо разработать долгосрочные Стратегии исследований для региональных и тематических отделений РАН, которые будут утверждаться совместным решением Президиума РАН и Минобрнауки России. В этих Стратегиях следует определить мероприятия по трансферу результатов интеллектуальной деятельности, ключевых партнеров, финансовое обеспечение.

Особое внимание Российская академия наук должна обратить на обеспечение национальной безопасности, разрабатывая фундаментальные основы создания средств защиты и нападения на новых физических принципах, проводя экспертную оценку разрабатываемых за рубежом систем вооружения и формируя новые подходы к отражению потенциальной угрозы. Кроме того, Академия наук должна работать с органами военного управления по вопросам планирования, стратегического анализа и прогнозирования угроз.

В части экспертизы научно-технологических программ и проектов:

Академия наук должна не только реализовывать закрепленные законодательством,  в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года №718, функции, но и получить право рассматривать любые программы и проекты, имеющие отношение к научной деятельности и инновациям, стать главным органом страны по сбору и экспертизе научной информации,  “мозговым центром” России для предоставления аналитических материалов органам власти.

Кроме того, следует передать Академии наук полноценные экспертные функции и научный аудит проектов, выполняемых (даже частично) за счет государственного бюджета. Только независимая экспертиза со стороны РАН позволит оптимизировать расходование средств, выделяемых на научные исследования в государственных корпорациях, научных центрах. Целесообразно проводить подобный научный аудит совместно с институтами ФАНО, государственными научными центрами Российской Федерации и ведущими университетами страны, обращая внимание в первую очередь на научную обоснованность и технологическую реализуемость программ и проектов.

Перечисленное выше не является попытками удовлетворения каких-либо академических амбиций или восстановления утраченного статус-кво. Это лишь объективная констатация того, что РАН (оставаясь по статусу государственной) в настоящее время является единственной в стране организационно оформленной научной структурой, способной проводить всестороннюю и комплексную оценку крупных стратегических проектов, имеющих национальный масштаб и значение. 

3. Оптимизация финансирования академической науки и модернизация инфраструктуры

Сложившаяся система формирования госзаданий и финансирования институтов ФАНО требует кардинального пересмотра. Те субсидии, которые выделяются институтам, покрывают только текущие расходы на содержание и выплату заработной платы согласно утвержденным нормативам.

В условиях ограниченности объемов бюджетного финансирования фундаментальной науки необходимо:

1. Уточнить (вернее, скорректировать) государственные задания для учреждений ФАНО с четко сформулированными приоритетными направлениями и финансированием на бюджетный период (не менее чем на 3 года, оптимально — 5 лет) с ежегодным отчетом, соответствующей оценкой и корректировкой показателей государственного задания;

2. Отказаться от спорного подхода к определению размера финансового обеспечения государственного задания, заключающегося в том, что объем финансирования государственного задания должен покрывать так называемую “базу” для сохранения исследований по всем направлениям (содержание всей инфраструктуры);

3. Высвободившиеся в результате уточнения объемов государственных заданий средства направить на поддержку молодых ученых, стипендии, молодежные гранты и поддержку групп ученых на конкурсной основе с широкой тематикой, определяемой Президиумом РАН.

В условиях отсутствия прироста финансирования науки за счет средств бюджета Российской Федерации и учитывая необходимость исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 о достижении двукратного превышения средней заработной платы научного работника над средней заработной платой по региону в 2018 году, необходимо увеличивать “числитель” в дроби по расчету заработной платы. Увеличение средней заработной платы путем сокращения ставок и перевода ученых на половину или четверть ставки не решит задачи роста вознаграждения научных работников.

Вовлечение институтов РАН в хоздоговорную деятельность (то есть внебюджетное финансирование) позволит Академии наук выйти из замкнутого круга “недостаточность финансирования — отсутствие обновления инфраструктуры институтов РАН — низкая привлекательность работы в РАН — старение кадров — утрата передового уровня исследований — невостребованность рынком — недостаточность финансирования…”.

Необходимо переломить существующую ситуацию, когда государственные задания выдаются институтам, подведомственным ФАНО России, без тщательной экспертизы со стороны Президиума РАН, а объем этого госзадания определяется только на основании нормативных затрат на проведение исследований. Должны быть разработаны иные механизмы финансирования институтов, которые предусматривают гибкость в части выделения финансовых средств, в том числе при проведении долгосрочных исследований (5-7 лет), возможность создания межинститутских коллабораций с совместным финансированием проектов и проч., но с безусловным повышением ответственности за результаты и использование выделенных ресурсов.

При непосредственном участии ФАНО должна быть разработана программа технологической модернизации инфраструктуры РАН, предусматривающая обновление ее приборной, экспериментальной и технологической баз в соответствии с разработанной Государственной программой фундаментальных и поисковых исследований в Российской Федерации.

Российская академия наук должна стать инициатором и координатором крупных “прорывных” проектов, имеющих межведомственный и системообразующий характер для всей промышленности, да и экономики в целом.

Для реализации подобных проектов наиболее целесообразно создавать консорциумы, объединяющие институты Академии наук, университеты, государственные научные центры, промышленные предприятия, а также бизнес-структуры. Объединение в консорциумы позволит сохранить и развить потенциал российской науки, добиться внедрения результатов исследований в российскую промышленность и, что особенно важно, прекратит существующую практику “распыления” бюджетных средств на множество невзаимосвязанных небольших научных проектов, не имеющих перспектив дальнейшей коммерциализации. Такие консорциумы должны реализовывать проекты полного инновационного цикла — от фундаментальных исследований до промышленного производства, послепродажного обслуживания, ремонта и утилизации, включая разработку профессиональных стандартов для специалистов, которые будут задействованы на различных циклах производства.

4. Интеграция РАН в систему высшего образования России

Для решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, с которым наша страна может столкнуться уже в ближнесрочной перспективе, необхо-
димы:

— — обязательное участие научных сотрудников Академии наук в образовательном процессе и подготовке научных кадров, что позволит решить проблему нехватки преподавательских кадров высокой квалификации;

— — регулярные стажировки студентов вузов в академических институтах, государственных научных центрах, исследовательских университетах;

— — обновление учебных программ с упором на их практическую составляющую как самый эффективный инструмент закрепления знаний и навыков и с ориентацией на новейшие тенденции развития соответствующих отраслей;

— — совместное участие вузов, государственных научных центров и институтов Академии в создании малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Кроме того, крайне важно воссоздать в системе РАН аспирантуру, отменив для академических институтов обязанность ее лицензирования (как образовательных организаций) и получения государственной аккредитации образовательных программ для аспирантов.

5. Совершенствование системы социального обеспечения РАН

Для сохранения престижа отечественной науки и привлечения молодых талантливых ученых необходимо создать собственную систему социального обеспечения и социальных гарантий РАН, охватывающую всех сотрудников институтов Российской академии наук:

— медицинская служба РАН, с восстановлением собственных медицинских учреждений;

— пенсионный фонд РАН;

— жилищный фонд РАН.

Для этого необходимо в тесном сотрудничестве с ФАНО и Профсоюзом РАН подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по данным вопросам.

Нужно создать такие условия, в которых научный сотрудник мог бы видеть востребованность своего труда, заинтересованность государства и общества в своей работе.

6. Формирование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности РАН

Важнейшей задачей Российской академии наук должно стать управление правами на создаваемые результаты научно—технической деятельности, включая своевременное обеспечение правовой охраны новых знаний и трансфер этих знаний. 

Для реализации прорывных решений необходимо совершенствование системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) в институтах Академии наук как с точки зрения процедуры распоряжения исключительными правами на РИД, так и с точки зрения поддержки зарубежного патенто-вания.

Формат решаемой проблемы требует создания отдельной структуры, основной задачей которой будет совершенствование при активном взаимодействии с Роспатентом системы управления правами на РИД, созданные учеными Российской академии наук.

Ключевым фактором станет развитие научного и инновационного потенциала научных организаций, подведомственных ФАНО России, а также трансфер и локализация наилучших доступных технологий в российской промышленности, что может стать основой организации и функционирования рынка интеллектуальной собственности в нашей стране.

7. Популяризация науки и международное сотрудничество

Следует активизировать информационную деятельность РАН: усилить присутствие деятелей науки в федеральных и региональных СМИ, предусматривающее активное участие ученых РАН в объяснении интересующих население явлений; организовать научно—популярные телепередачи и производство научно—популярных фильмов; расширить спектр печатных изданий этого профиля; создать интерактивный интернет—портал РАН, освещающий деятельность РАН и предоставляющий объективную информацию и научную экспертизу по запросам граждан и организаций; продолжать работу по борьбе с лженаукой.

Российская академия наук должна разработать для страны научно обоснованную идеологию развития, консолидирующую общество вокруг решения задачи построения современного социального государства с высоким интеллектуальным и технологическим потенциалом, что имеет критически важное значение в противостоянии внешним и внутренним вызовам.

Российская академическая наука должна быть широко представлена в международном научном сообществе. Вместе с тем требует урегулирования проблема нормативного закрепления прав российской стороны на результаты исследований, полученных в международных коллаборациях: интеллектуальный и материальный вклад российской стороны зачастую является определяющим. 

Целесообразно создать систему информационно-аналитического сопровождения международного научного сотрудничества, включив в ее состав несколько специальных центров/институтов (по отдельным направлениям), которым следует поручить мониторинг деятельности международных организаций и крупных проектов в научной сфере, консультирование по вопросам организации, управления, финансирования, тематического содержания корпоративных исследовательских проектов, выбора зарубежных партнеров и т.д. 

***

Подводя итог, можно вспомнить замечательное высказывание выдающегося советского ученого, лауреата Нобелевской премии по физике академика АН СССР П.Л.Капицы: “Свое место в стране должны создать себе сами ученые, а не ждать, пока кто-то придет и все для них сделает”. Российская академия наук не может быть “вещью в себе”, она должна быть открыта для сотрудничества, реализации новых, прорывных идей, способных кардинально улучшить качество жизни в нашей стране, повысить благосостояние населения и укрепить национальную безопасность.

Нет комментариев