Поиск - новости науки и техники

Академик РАН Александр СЕРГЕЕВ. Двадцать первоочередных задач.

Уважаемые коллеги!

Прежде чем изложить свое видение перспектив развития нашей Академии, я хотел бы пояснить мотивацию решения об участии в выборах президента РАН.

Прошло четыре года с момента принятия Федерального закона №253-ФЗ о Российской академии наук, фактически ликвидировавшего РАН как организацию, способную вести научные исследования мирового уровня и являвшуюся не только бесспорным конкурентным преимуществом страны, но и мировым культурным достоянием. В соответствии с законом истек срок проведения реформ. Эти четыре года показали неверность принятых решений, которые поставили российскую академическую науку на грань катастрофы. 

Ситуация усугубилась и внешнеполитическими условиями, в которых оказалась Россия. Возобновившееся военно-политическое противостояние и введенные экономические санкции наглядно показали, что без собственной науки, высокотехнологичной экономики и современного наукоемкого образования у страны нет будущего. Не только в смысле надежной обороноспособности, но и в смысле устойчивого социально-экономического развития, которое должно обеспечить высокое качество жизни и конкурентное присутствие России на мировых рынках. 

Вместо разрушенной академической структуры сегодня не предложено ничего даже отдаленно приближающегося к РАН по эффективности научной деятельности, по международному авторитету. Попытки перенести фундаментальную науку в вузы и вновь созданные “институты развития” не решили проблему технологического роста
страны. 

Таким образом, сейчас Россия находится перед выбором: либо продолжать движение по заданной траектории, все более сокращая сектор академических исследований и попадая в технологическую, а в перспективе и политическую зависимость от развитых стран, либо найти и реализовать новые пути подъема отечественной науки, ставя перед собой цель вхождения в число стран – технологических лидеров. Это выбор, сопряженный с высокой степенью ответственности перед будущими поколениями и с пониманием того, что преодоление инерции потребует значительных и неординарных усилий. 

Считаю, что у России есть шансы выйти из этой кризисной ситуации. Убежден, что принципиальными условиями для этого являются восстановление ведущей роли РАН в осуществлении научно-технической политики страны и сохранение демократических принципов организации Академии. Нам потребуются консолидация научного, прежде всего академического сообщества, поиск и реализация новых форм организации науки в стране, конструктивное взаимодействие науки с обществом, бизнесом и властью. Взаимодействие, основанное на доверии и уважении друг к другу. 

Проработав всю свою трудовую жизнь в Академии и пройдя в ней путь от младшего научного сотрудника до академика и директора института, я считаю, что обладаю достаточным профессиональным опытом и пониманием имеющихся проблем. Достаточным для того, чтобы вернуть РАН былой авторитет, восстановить ее статус как ведущей научной организации страны и сделать ее, по словам Президента России, “штабом исследований и определения перспектив
науки”.

Но я отдаю себе отчет в том, что успеха можно добиться только нашими общими и согласованными усилиями.

Предлагаю вашему вниманию свое видение первоочередных мер по дальнейшему развитию Академии наук. Это только начальный этап, но, как известно, “большая дорога начинается с первого шага”.

На основании представленной на сайте РАН программы кандидата в президенты РАН предлагаю перечень из двадцати первоочередных задач, на решении которых должно сосредоточиться новое руководство Академии наук.

1. Проведение инвентаризации научного комплекса страны с целью определения реального состояния его материально-технической базы, кадрового потенциала и уровня в сопоставлении с ведущими наукоориентированными и технологически развитыми странами. 

2. Формулировка совместно с органами государственной власти научно-технической доктрины, базирующейся на реальном состоянии научного комплекса и определяющей потребности в проведении фундаментальных исследований на различных горизонтах развития страны, а также траекторию выхода из сегодняшнего кризисного состояния в науке и роль РАН в этом процессе. 

3. Активное участие РАН в разработке новых федеральных законов о науке и об образовании, в которых объективно учитываются роль и интересы РАН в социально-экономическом, научном, инновационном, технологическом и образовательном пространстве страны. 

4. Реальное включение РАН в осуществление государственной научно-технической политики в рамках действующего правового поля посредством принятия подзаконных актов, регламентирующих порядок представления Академией наук инициатив, предложений и программ, рассмотрения их органами государственной власти и определения механизмов реализации. 

5. Корректировка закона №253-ФЗ о РАН с целью изменения правового статуса Академии наук и обеспечения ей реальной возможности для научно-организационного руководства академическими институтами. 

6. Четкое правовое разделение полномочий РАН и ФАНО, при котором РАН полностью отвечает за научную деятельность, а ФАНО – только за административно-хозяйственную; совмещение должности руководителя ФАНО с должностью одного из руководителей РАН.

7. Обновление работы РАН, включающее существенное омоложение состава Президиума РАН, создание Совета старейшин, концентрацию работы Президиума РАН на важнейших научно-организационных вопросах, перенесение центра тяжести прогнозной и экспертной работы в отделения и научные советы РАН, закрепление за каждым членом РАН набора его академических обязанностей.

8. Обеспечение демократических принципов функционирования РАН и формирования ее руководящих органов; совершенствование системы выборов в члены РАН на основе принципов главенства научных достижений кандидатов, гласности процедуры выборов, единства подходов и критериев к выборам в различных отделениях РАН.

9. Ликвидация растущей изоляции РАН от академических институтов, создание под контролем Академии наблюдательных советов для оказания содействия академическим институтам, восстановление прямого взаимодействия РАН с директорским корпусом, закрепление за Академией права согласования назначения и увольнения руководителей и исполняющих обязанности руководителей академических институтов.

10. Формирование сети представительств Академии наук во всех регионах, где работают институты РАН-ФАНО, с целью восстановления влияния РАН на пространстве страны, защиты интересов академических институтов в каждом регионе и усиления роли Академии наук в решении региональных задач в научно-технологической, образовательной, культурной и социальной сферах.

11. Реинтеграция РАН в народное хозяйство страны через ее участие в крупных наукоемких проектах и программах, в том числе в рамках Стратегии научно-технологического развития России; восстановление и упрочение связей РАН с ведущими научно-техническими корпорациями страны, использование объединенного потенциала трех государственных академий в составе РАН для выполнения крупных междисциплинарных проектов государственной важности.

12. Принятие межведомственной программы фундаментальных, поисковых и прогнозных исследований в интересах обороны и безопасности, в которой РАН и ФАНО определены в числе основных соисполнителей; усиление работ по специальной программе Президиума РАН для укрепления обороны и безопасности.

13. Создание для учреждений РАН-ФАНО специального фонда “инструментализации” отечественной науки с объемом не менее 30 миллиардов рублей в год и с наполнением его в том числе за счет введения “налога на науку”, взимаемого с прибылей сырьевых госкорпораций и крупных компаний.  

14. Организация трехуровневой системы государственной поддержки фундаментальной науки, построенной по схеме “от понимания через конкуренцию к лидерству”, и обеспечение ее дополнительным к имеющемуся бюджетным финансированием не менее 60 миллиардов рублей в год, в том числе за счет неукоснительного выполнения майских указов Президента РФ.

15. Активизация деятельности по восстановлению позиций российской науки в мире посредством проведения политики “научной дипломатии”; более эффективное использование потенциала иностранных членов РАН; создание корпуса зарубежных профессоров РАН из числа наших соотечественников, постоянно работающих за границей и поддерживающих активные научные связи с российскими исследовательскими коллективами. 

16. Активизация работы по обеспечению академического сектора науки кадрами на основе эффективного функционирования полной цепочки подготовки специалистов на пути “средняя школа – университет – аспирантура – научная школа”; возрождение программ интеграции академической науки и высшей школы и поддержки ведущих отечественных научных школ; создание академической аспирантуры и магистратуры.

17. Совместная работа с органами государственной власти и профсоюзами по обеспечению условий для результативной деятельности и социальной защиты ученых на всех этапах научной карьеры в ходе происходящего изменения системы трудовых отношений в исследовательских организациях, введения эффективных контрактов и оптимизации численности научных коллективов.

18. Постановка на государственном уровне вопроса о введении дополнительной пенсии за выслугу лет для докторов и кандидатов наук, проработавших в государственных исследовательских учреждениях более 25 лет.

19. Организация высококачественного медицинского обслуживания сотрудников академических институтов на основе соглашения с Минздравом РФ о выделении специальных квот учреждениям РАН-ФАНО медицинского профиля для проведения лечения, оплачиваемого из средств ФОМС.

20. Коренная перестройка информационной политики РАН на основе отказа от тактики осажденной крепости во взаимодействии с обществом; организация академического информационного агентства и современного пресс-центра, введение практики постоянной работы руководства РАН со СМИ.

Предложенными мерами не исчерпываются все возможные направления развития РАН. Они лишь определяют вектор первоочередных действий. Если эти направления будут приняты академическим сообществом и мне будет оказана честь возглавить РАН, то уже следующая научная сессия Академии наук будет посвящена вопросам развития исследовательской сферы страны. На рассмотрение академического сообщества будет вынесена программа развития науки в России.

Надеюсь, что высказанные в этом документе соображения будут полезны Академии и будут полезны России независимо от исхода выборов!

 

Нет комментариев