Солнце плюется. Светило ведет себя не по правилам.

Сразу две вспышки самого мощного Х-класса были зафиксированы на Солнце днем 6 сентября: сначала X2,2, в 12:10 по московскому времени, затем, в 15:03, еще более мощная Х9,3. По просьбе “Поиска” комментирует это событие ведущий ученый в области изу-чения Солнца, руководитель Кисловодской Горной астрономической станции Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН доктор физико-математических наук Андрей ТЛАТОВ.

Вообще-то вспышек X класса в период с 6 по 11 сентября было целых четыре. Последняя — 10 сентября. Вспышек меньшего класса M — больше десятка. Надо сказать, что эту классификацию ввели американские коллеги, которые давно и основательно занимаются исследованиями различных процессов на Солнце, в том числе и солнечных вспышек. А вот их детальное наблюдение ведется сравнительно недавно, с появлением на орбите Земли специальных космических аппаратов. К сожалению, у России таких нет. Поэтому все появившиеся в последнее время комментарии — с некоторыми из них я тоже ознакомился — основываются на американских данных.

— Но ведь и у вас в обсерватории, как я знаю, давно ведутся наблюдения различных процессов на Солнце. Что они показали?

— В-первых, мы также ведем патруль солнечных вспышек в сантиметровом радиодиапазоне, так что все вспышки 6 сентября и в последующие дни мы также зафиксировали. Во-вторых, недавно добавилось еще одно направление патрульных наблюдений — в солнечных хромосферных линиях. Оно как раз важно для изучения вспышек. В-третьих, мы запустили свою систему прогнозов солнечного ветра, аналогичную американской. Пока она работает в тестовом режиме, но с ней уже можно знакомиться на сайте нашей станции. В специальном разделе несколько таблиц и графиков. Один из них посвящен непосредственно прогнозу и его результатам. Если взглянуть на него, то хорошо видно, что солнечные возмущения начались 30 августа. А вот 6 и 8 сентября произошел всплеск (красный столбик). Кратковременное геомагнитное возмущение. Затем все вернулось в норму (зеленый). Здесь же, в разделе выложена трехмерная модель солнечного ветра. Центральная точка — Солнце. Точка правее — Земля, которую обдувает солнечный ветер. Первая модель — в плоскости эклиптики, вторая — разрез сферы с нашей планетой. Таким образом, представленные графики и модели — иллюстрация солнечных процессов, которые мы научились прогнозировать.

— То есть Солнце не так уж и редко “плюется” энергией… Почему же вспышку 6 сентября считают необычной?

— Во-первых, из-за мощности. Это самая мощная вспышка после декабря 2006 года (X9.0) и ноября 2003-го (X28). Во-вторых, она произошла практически в районе центрального солнечного меридиана. Как, впрочем, и другие (Солнце вращается, вспышка 10 сентября 2017 года была у лимба). Все в районе активной зоны с солнечными пятнами. В-четвертых, все четыре вспышки случились, по сути, в фазе спада солнечной активности. В-пятых, вспышка сопровождалась мощным ультрафиолетовым излучением. Этот факт был зафиксирован даже наземными станциями, в том числе и нашей, по мощному воздействию на ионосферу и магнитосферу Земли, а не только космическими аппаратами. При этом геомагнитное воздействие коронального выброса, который обрушился на планету в ночь с 7 на 8 сентября, оказалось не столь большим, как ожидалось. По классификации была геомагнитная буря класса G3-G4 (G5 — максимум). И уже 9-11 сентября геомагнитная обстановка относительно успокоилась. Еще возможны сюрпризы от вспышки 10 сентября.

— А как быть с “солнцетрясением”, “выжиганием силовых линий Земли”, другими страшилками, которые появились в некоторых комментариях?

— Многие из подобных “терминов” придумывают ваши коллеги журналисты. Для читабельности, наверное, как у вас говорят. К примеру, воздействие солнечного ветра на силовые линии Земли происходит постоянно. Магнитное поле, которое переносится с солнечным ветром, постоянно взаимодействует с магнитосферой, и в случае разной направленности происходит “пересоединение” магнитных силовых линий. И в сентябре этого года ничего экстраординарного не произошло. Про “солнцетрясение” вообще не могу ничего сказать. Как правило, во время мощных вспышек в короне Солнца прослеживается ударная волна, или волна Моретона. Она наблюдалась и 6 сентября. Однако в отличие от землетрясений на Земле, которые происходят на глубине под поверхностью, на Солнце эта волна распространяется в верхних, довольно разряженных областях. Как такового солнцетрясения нет. Ну а более цельную картину прошедшего явления мы будем иметь после обработки всех полученных данных.

Беседовал