Риски на развилке. Вузам предписана смелость.

“Трансформация университетов в современных условиях” — так назывался очередной, XXI семинар-конференция Проекта 5-100. Представителей ведущих вузов страны от Калининграда до Владивостока принимал на этот раз Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

В каком-то смысле символично, что серьезный разговор об изменениях, через которые необходимо пройти вузам, чтобы не отстать от быстро меняющейся жизни, состоялся в Калининграде. Во-первых, потому, что этот город за свою историю сам пережил серьезнейшую трансформацию. Во-вторых, здесь жил и работал философ И.Кант, и одно из основных научных направлений университета, носящего имя великого философа, — прикладная философия. А базовые законы философии, как было замечено в ходе дискуссии, сильнее административных указаний, и об этом не стоит забывать.
Изменения в российских вузах уже идут — особенно заметны они в ведущих университетах. В БФУ, например, как отметил в своем приветствии врио заместителя председателя Правительства Калининградской области И.Баринов, благодаря Проекту 5-100, вырос уровень цитируемости ученых университета и увеличился приток абитуриентов из других регионов: сегодня каждый четвертый студент БФУ — иногородний.
Но ведущих университетов в стране — 48, а всего высших учебных заведений — почти полторы тысячи. Эти цифры привела заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, напомнив, что министерство ждет от ведущих вузов влияния на региональные — через развитие сетевых форматов обучения, академической мобильности, других инструментов, которые должны повлиять на систему в целом. “Иначе мы можем опоздать с темпами развития высшей школы”, — сказала она.
По словам замминистра, правительство меняет подходы к управлению системой образования: от программного переходит к проектному. Л.Огородова подчеркнула, что сегодня “важно не просто готовить кадры для рынка, а стать его драйвером”. Трансформация университета, по ее словам, должна происходить как ответ на выбранную цель.
“Практически все университеты Проекта 5-100 улучшают свои позиции, но мы говорим о скорости бега”, — заметила замминистра.
Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, пригласил университеты 5-100 активно участвовать в конкурсе нового Приоритетного проекта “Вузы как центры производства инноваций” и пояснил, чем этот проект отличается от того же Проекта 5-100: он предполагает “другое целеполагание и другие индикаторы измерения достижения цели”. По прикидкам министерства, в конкурсе примут участие 150-170 университетов, и уже к 1 декабря будут названы 40 победителей.
Достаточно ли всего этого?
Дмитрий Песков, руководитель направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив, считает, что нет. Будущее, заявил он, не создается проектами по определению — оно создается в процессе экспериментов.
И это будущее, по его словам, накатывает столь стремительно, что вещи, “которые еще недавно казались фантастическими, вдруг оказываются довольно консервативными”. Программы, которые были приняты в последние годы, — и повышения конкурентоспособности российских университетов, и программа мегагрантов, и другие — ориентированы на догоняющее развитие. Их смысл — взять лучшие мировые практики и определить, что можно сделать, чтобы им соответствовать. “Это хорошо работает, когда вы живете в стабильном мире, с заданными условиями функционирования, и вы уверены, что сможете в нем прожить лет 10-15, — заметил Д.Песков. — Но это время закончилось. Мы стоим на развилке и должны определиться с тем, чего мы хотим: догонять — или научиться создавать новое не хуже, чем это делают наши мировые партнеры и конкуренты”.
Если мы нацеливаемся на второе, то должны принять во внимание, что при создании нового не может быть стандартов, “кроме заложенных в протоколы коммуникации”, и “любая государственная политика, основанная на использовании стандартов, нового не создает”. А также помнить, что, как уже было сказано выше, будущее в принципе не может быть создано методом проектного управления. “В этом плане в программу стратегических проектов, которые реализует Правительство РФ, заложена базовая методологическая ошибка: эта программа не приведет к достижению тех целей, которые в них заложены. В данном случае я выступаю как член методической группы правительства по реализации этих стратегических проектов”, — заявил Д.Песков.
Пока несколько ошарашенные слушатели укладывали в голове услышанное, Дмитрий Николаевич перешел непосредственно к трансформации университетов. Как вузам выстраивать свою политику, исходя из характеристик будущего, которое уже буквально на пороге? Они должны иметь доступ к сквозным технологиям (“благодаря которым 15-летний мальчишка создает систему, перестраивающую все финансовые потоки в мире”), они должны поощрять культуру риска (“сегодня построение академической карьеры основано на минимизации рисков — необходимо на 180 градусов развернуть эту ситуацию, строить систему обучения как систему, поощряющую риск”). Определенные шаги на этом пути уже сделаны — “первой ласточкой” Д.Песков назвал разрешение делать дипломные работы в виде стартапов (соответствующая инициатива содержится в документах программы “Цифровая экономика РФ”, в некоторых вузам это уже практикуется,  в частности, в БФУ им. И.Канта в сентябре стартовала программа “Высокие технологии, инновационные бизнес-системы”, где свой стартап — обязательное условие для выпускника).
Мир будущего — это мир больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), и если в университете не изучают ИИ и не учат студентов с его помощью — это не университет. Мир будущего — это также мир людей, способных к мышлению, умеющих отделять важное, а сегодня культура мышления шаблонна у выпускников практически всех вузов, за исключением единичных.
— Чтобы выиграть, вам нужно пересмотреть все — от академической культуры до социальной структуры, до роли преподавателя и роли студента, — заявил Д.Песков.
Он сообщил, что в рамках НТИ в Санкт-Петербурге скоро откроется “Университет-2035” — пилотная площадка для отработки функций университета будущего. Предполагается также выделение средств для создания центров компетенций на базе ведущих вузов.
От захватывающих перспектив слушателей вернул в день сегодняшний ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Он напомнил, что задачи, которые сейчас стоят перед высшей школой, связаны с вызовами, обозначенными в Стратегии научно-технологического развития, с программой НТИ, программой “Цифровая экономика РФ”. Причем от вузов ждут не только подготовки кадров, но и активного участия ученых, преподавателей, сотрудников в реализации этих программ. Вуз, отдельные подразделения которого обладают ресурсами и людьми, достаточными для того, чтобы справиться с задачами, которые сегодня не решает промышленность, ректор назвал “университетом 4.0”. Он напомнил и о предыдущих “версиях”: “университет 1.0” предлагает только образовательные программы, “университет 2.0” — это образование плюс наука, то есть гумбольдтовская модель, “университет 3.0” — предпринимательский университет, вуз как экосистема инноваций. Похоже, российские вузы охватывают весь спектр названных моделей.
Примеры, приведенные ректором СПбПУ, свидетельствовали о том, что его вуз соответствует модели “университет 4.0”.
Екатерина Бабелюк, первый проректор по учебной, внеучебной и методической работе СПбГУ, рассказала, как отвечает на стоящие перед высшей школой вызовы СПбГУ. Например, почти во все образовательные программы университета будут включены дисциплины, связанные с цифровой экономикой. Каждая четвертая программа может быть отнесена к междисциплинарным — “благодаря тому, что мы можем разрабатывать собственные стандарты”, — пояснила проректор. Междисциплинарным является и подход к студенческой практике — так называемое “клиническое обучение”. Профили клиник различны: социальный центр переводов, психологическая клиника, юридическая, архивная, экономическая, ИT-клиника… Все клиники взаимосвязаны. Общее то, что в них студенты работают над проектами по задачам, поставленным клиентом.
Проректор НИУ ВШЭ Алексей Новосельцев ключевым фактором трансформации университета назвал развитие его кадрового потенциала. “Мы должны быть участниками мирового рынка труда — и работодателями на нем”, — заявил он. Иностранные специалисты, считает проректор, должны составлять от 12 до 20% основного профессорско-преподавательского состава. Для привлечения лучших необходимо создавать стимулы и условия. В НИУ ВШЭ это сделать удалось. Так, благодаря введению академических надбавок научная производительность в вузе возросла в четыре раза, средняя цитируемость — в 11 раз. При этом общая численность ученых и преподавателей не изменилась. “Удалось удержаться от имитации: менее 1% фейковых публикаций, с ними работает комиссия по этике”, — добавил А.Новосельцев.
Но тут возник вопрос: а что будет с сотнями “не ведущих” российских университетов? Какое будущее ждет их? Преподавателей высокого уровня, тем более иностранных, на всех не хватит. Из модели “университет 1.0” в модель “университет 3.0” одним рывком не перескочить.
По словам Л.Огородовой, поднять уровень образования в регионах способны технологии онлайн-обучения. Очень важно, что уже создается механизм получения зачета образовательных онлайн-программ. Университетам надо предоставить возможность развивать и использовать эти механизмы. Хотя, конечно, не исключен и современный луддизм (преподаватели выступают против новых образовательных технологий, потому что они лишают их работы).
— Большую часть действующих в образовании процессов можно проводить онлайн, но это сильно меняет распределение финансовых потоков: региональные и слабые вузы при этом сразу теряют большую часть своих доходов, — отозвался Д.Песков. — Но тут еще и другая проблема: мотивация. Наша система образования построена на принуждении детей учиться. Высокомотивированные студенты, конечно, есть, их можно смело переводить на онлайн-обу­чение, но что делать с остальными? А их — подавляющее большинство!
Ключевая задача системы образования, считает Д.Песков, — научиться повышать мотивацию детей и молодежи к самостоятельному обучению, к культуре риска. Остальное — само наладится.
— Согласна полностью! — отозвалась заместитель министра и добавила: — Научные школы по стране распределены неравномерно. Но они есть и в регионах! Нужно определить, что именно может “вытащить” университет. От трансформаций не уйти. Будущее наступает так быстро, что если не будем меняться — для некоторых оно не наступит никогда.
 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://5top100.kantiana.ru
 

 

Нет комментариев