Плоды невесомости

Эксперименты на борту Международной космической станции показали, что в условиях невесомости бактерии становятся менее чувствительными к антибиотикам. С подробностями — Tech Times.
Поведение кишечной палочки, Escherichia coli, в условиях микрогравитации изучают Луи Зеа (Luis Zea) из Университета Колорадо (University of Colorado) с коллегами. Они отправили на МКС образцы бактерии с тем, чтобы посмотреть, как те будут расти и реагировать на присутствие антибиотика гентамицина, убивающего их в нормальных условиях на Земле. В ходе экспериментов в космосе наблюдали за изменением физических признаков бактерий при воздействии на них различных концентраций антибиотика. Ученые обнаружили, что размер клеток Escherichia coli уменьшился на 73% по сравнению с клетками того же штамма бактерий на Земле. Уменьшение клеточного объема означает уменьшение поверхности, которая может подвергнуться действию молекул антибиотика. Кроме того, у бактерий на борту МКС более толстая клеточная стенка и мембрана, что также может способствовать снижению чувствительности к антибиотику: молекулам гентамицина становится труднее попасть в мембрану бактерии, чтобы лишить клетку естественной защиты, как это обычно происходит. На разрушении клеточной мембраны основано действие антибиотика. В космосе у некоторых бактерий также стали образовываться мембранные пузырьки, что обеспечивает коммуникацию их клеток и теоретически может способствовать инфекционному процессу. Скорость роста Escherichia coli в космосе была такова, что популяция исходных образцов увеличилась в 13 раз по сравнению с контрольной популяцией, размножившейся из того же количества клеток за то же время в земных условиях.
“Этот эксперимент и другие ему подобные позволяют лучше понять, как бактерии становятся устойчивыми к антибиотикам здесь, на Земле”, — считает Луи Зеа, чьи слова цитирует издание Tech Times.
Авторы исследования также отмечают, что размноженные в космосе бактерии, представляющие собой скопления клеток, указывают на возможную защитную стратегию бактериальных образований, таких как биопленки и прочие многоклеточные сообщества, со временем покрывающие различные поверхности и представляющие потенциальную опасность для космических путешественников. Стратегия эта заключается в том, что бактериальные сообщества жертвуют внешними слоями клеток для того, чтобы защитить внутренние. В то время как суспензии культур кишечной палочки на Земле в жидкой среде распределяются равномерно, в космосе они стремятся образовать скопления, и окружающая эти скопления среда выглядит пустой, без бактериальных клеток. Поведением таких клеточных агрегаций может быть объяснено усиленное образование бактериальных биопленок, наблюдаемое в других экспериментах на борту космических станций. Результаты последнего эксперимента представлены в журнале Frontiers in Microbiology.