Добурились! Открыта форточка в неведомый мир подледникового озера Восток.

Свершилось: специалистам гляциобурового отряда 57-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) удалось через глубокую скважину проникнуть в реликтовые воды подледникового озера Восток. Сначала на отметке 3766 м произошел контакт бурового снаряда с водной линзой. При очередном подъеме снаряда в буровой комплекс поступило 30-40 л “свежезамороженной” воды (температура верхней части ледника на станции Восток составляет -55 градусов Цельсия). Ее пробы были собраны в стерильную лабораторную посуду. Наконец, на отметке 3769,3 м буровой снаряд встретился с реальным водным слоем подледникового озера.
Забор воды был произведен в полном соответствии с разработанной в 2000 году в Санкт-Петербургском горном институте и Арктическом и Антарктическом НИИ экологически чистой технологией. Менее плотная, чем вода, буровая жидкость (смесь керосина и фреона) стала быстро подниматься по стволу скважины и, как подчеркивает начальник РАЭ Валерий Лукин, в озеро не попала.
Пробы антарктического льда и озерной воды очень ждут в Петербургском институте ядерной физики им. Б.П.Константинова. Руководитель группы криоастробиологии лаборатории генетики эукариот, входящей в Отделение молекулярной и радиационной биофизики ПИЯФ, кандидат биологических наук Сергей БУЛАТ объяснил причину:
— Мы изучаем генетику микроорганизмов, способных жить при минусовых температурах, на основе их ДНК-отпечатков. И пока ничего достоверного в антарктических пробах не нашли. Можно сказать, и поверхностный снег, и лед атмосферного происхождения безумно чистые: обнаружены единичные клетки на миллилитр воды. Для сравнения: в аналогичном объеме в толще океана миллион клеток, в болоте — миллиард, а на дне океана, у грунта, еще больше на 1-2 порядка.
Озерный лед, до которого добрались бурильщики (намерзающая на подошву ледника озерная вода), в отличие от атмосферного формируется очень медленно. При скорости замерзания воды около 1 см в год все, что в ней есть, отторгается в водную фазу — и газы, и микробы, и молекулы химических соединений, если там они есть. Поэтому маловероятно, что и в этом льду найдем что-то значимое. Но это если поверхность озера ровная, гладкая, чего наука пока не знает. А ведь на ней могут быть впадины, выемки типа карманов. Такой карман при замерзании может закрыться и “прихватить” настоящую воду. Вот сейчас мне везут образцы льда, может быть, с той самой отметки 3769 м, которые могут содержать формы жизни в озере. Но, повторяю, пока о наличии или отсутствии этих карманов ничего не известно.
Поэтому от водных проб мы, как и американские, и французские коллеги, ожидаем многого. Причем не только с поверхностных слоев, где происходит формирование озерного льда, где вода переохлажденная и, очень вероятно, ничего не содержит, там жизни нечего делать! Глубина озера под скважиной составляет 680 метров. Интересно взять и посмотреть пробы с разных глубин, особенно у дна.
Мы полагаем, что озеро сверхнасыщено кислородом, потому что над ним плавится ледник, который питает его содержащимся во льду воздухом. Известные сейчас бактерии при таком давлении кислорода жить не могут.
Возможно, жизнь прячется как раз на дне, в осадочных породах, где кислорода, как правило, не бывает: он расходуется благодаря процессам окисления в минеральном субстрате. Кроме того, на дне возможны горячие источники, рядом с которыми могут существовать даже макроорганизмы.
В институте разрабатывается специальный герметичный пробоотборник, который в сезоне 2013/2014 годов будет спущен в озеро для сбора воды с разных горизонтов, включая дно — пока для буровиков оно недоступно. Анализ этих образцов и позволит окончательно ответить на вопрос, есть ли жизнь в озере Восток и какая именно. Но даже если ее там нет, это будет величайшее открытие — единственная безжизненная область на Земле.