Пробили прибавление. Чем объясняется рост научного бюджета?

Запущен официальный процесс формирования бюджета будущего года. На какую часть общего пирога может рассчитывать наука? Мы решили, что лучше всего об этом наверняка знают в Профсоюзе работников РАН, который держит вопросы финансового обеспечения исследовательской сферы под неусыпным надзором. В начале лета профсоюз проводил акцию, главным мероприятием которой был митинг с требованием увеличить финансирование науки. “Поиск” попросил рассказать об этом одного из инициаторов митинга, члена президиума Центрального совета Проф­союза работников РАН, научного сотрудника Физического института им. П.Н.Лебедева РАН Евгения ­ОНИЩЕНКО.

— Евгений Евгеньевич, что ждет науку в бюджетных планах будущего года? Пошла ли власть навстречу протестовавшим ученым?
— 29 сентября Правительство России внесло проект закона о федеральном бюджете на 2018-2020 годы в Государственную Думу. В этом документе финансирование гражданской науки по сравнению с 2017 годом планируется увеличить с 342 до 368 миллиардов рублей. При этом расходы на прикладные исследования предполагается снизить на 6,9 миллиарда рублей, а траты на фундаментальные исследования, наоборот, увеличить на 33 миллиарда, до 151,7 миллиарда. Значит, по сравнению с 2017 годом они возрастут на 28%! В 2019 и 2020 годах финансирование фундаментальных исследований также планируется немного увеличивать.
— Почти 30% — это ведь весьма существенное по нынешним временам увеличение?
— Да, контраст с ситуацией прошлых лет разительный. 
— Понятно, что выиграет наука в целом. Но все же какие ведомства станут главными бенефициарами?
— Резко возрастет финансирование ФАНО — с 76,1 в этом году до 93,8 миллиарда. Бюджет РФФИ увеличится почти вдвое — с 11,6 до 21,1 миллиарда.
— В соответствии с указом президента предусматривалось достичь 1,77% ВВП на науку к 2015 году. Будет ли выполнено это требование хотя бы в 2018 году? 
— Нет, запланированного повышения бюджетного финансирования гражданской науки недостаточно для достижения установленного президентским указом показателя. Правительство твердо настроено на сокращение бюджетного дефицита, и в этой ситуации рассчитывать на то, что внутренние затраты на исследования и разработки в обозримом будущем достигнут 1,77% ВВП, не приходится. 
— Есть ли основания говорить о том, что произошедшие положительные сдвиги — результат борьбы научного сообщества, в частности Профсоюза работников РАН?
— Безусловно, есть. Увеличить расходы на фундаментальную науку почти на 30% планируется вовсе не на фоне массированного наращивания бюджетных обязательств. Расходы федерального бюджета в 2018 году планируется снизить по сравнению с 2017-м примерно на 0,5%. Можно было бы предположить, что столь значительный рост связан с необходимостью выполнения зарплатного майского указа президента. Однако указ касается не только науки, но и высшего образования. Зарплаты профессорско-преподавательского состава, как и зарплаты научных сотрудников, должны достигнуть 200% от средней по региону. Бюджетные же расходы на высшее образование предполагается увеличить всего на 5%. 
Конечно, за увеличение финансирования боролось и ФАНО. Но необходимо понимать, что для Минфина федеральное агентство не более чем одно из десятков ведомств, причем далеко не самое влиятельное. Сводную заявку по научно-образовательной сфере представляет не ФАНО, а Минобрнауки, на ключевых заседаниях бюджетной комиссии правительства и самого кабинета присутствует только профильный министр. 
Минобрнауки дает предложения по повышению финансирования науки каждый год. В прошлом году это делала Ольга Васильева, в 2014 и 2015 годах — Дмитрий Ливанов. Результаты известны: заявки министерства, предполагавшие значительное увеличение финансирования, не удовлетворялись, хотя расходы федерального бюджета росли. 
Очень сомневаюсь, что без наших активных действий что-то изменилось бы и в этом году. В бюджетных планах на 2016-2018 годы расходы на повышение зарплат научных сотрудников планировалось увеличить с 5,2 до 18,4 миллиарда рублей. В 2016 году правительством был утвержден график повышения зарплат в бюджетной сфере, согласно которому с 1 октября 2017 года средняя зарплата научных сотрудников должна была достигнуть 180%, а с 1 января 2018 года — 200% от среднерегиональной. Можно уверенно говорить, что Минфин считал вопрос о повышении зарплат научных сотрудников для выполнения указа закрытым, предполагая, что научные организации, как и вузы, должны изыскивать недостающие средства “путем привлечения внебюджетного финансирования” или “за счет внутренних резервов”. Последнее, как мы понимаем, означает увольнения и переводы на доли ставок.
Так что если бы не выступления ученых, бюджетное финансирование фундаментальной науки за счет ранее запланированного увеличения объема средств, выделяемых на повышение зарплат научных сотрудников, в лучшем случае выросло бы на те же 5%, что и финансирование высшего образования. В худшем случае не произошло бы и этого: по сообщениям СМИ, в этом году объем несогласованных заявок ведомств на получение бюджетного финансирования достиг рекордных значений. 
Именно действия Профсоюза работников РАН, которые поддержал ряд общественных организаций (митинг 28 июня, множество статей в СМИ, обращений в органы власти), создали правительству “зону дискомфорта”. Одно дело, когда майские указы не выполняются по-тихому, и совсем другое, когда вокруг этого много шума. Игнорировать активное недовольство ученых, которое могло привести к дальнейшим протестным выступлениям, оказалось невозможно. Пришлось выделять дополнительные средства. 
— А позволит ли намеченное существенное увеличение средств выполнить известный зарплатный указ?
— На повышение зарплат научных сотрудников выделяется основная часть “дополнительного” финансирования: вместо ранее запланированных 18,4 миллиарда рублей на эти цели теперь предполагается направить примерно 40 миллиардов рублей, из них около 24 миллиардов — в институты ФАНО. Однако некоторый объем дополнительных средств научным организациям все равно придется изыскивать самостоятельно. При этом спрос с руководства институтов за невыполнение зарплатного указа будет жестким. В общем, и при таком, очень удачном для академических институтов раскладе, спокойной и легкой жизни у них не будет. 
— Недавно на общественное обсуждение был вынесен паспорт новой госпрограммы “Научно-технологическое развитие РФ” на 2018-2025 годы. Какие цифры заложены в этом документе? 
— Из опубликованного Минобрнауки документа прямо следует, что поставленная в указе №599 цель — довести внутренние затраты на исследования и разработки до 1,77% ВВП к 2015 году — не будет выполнена даже и к 2025 году. К этому сроку долю внутренних затрат на исследования и разработки предполагается увеличить всего до 1,5% ВВП. Причем резкое увеличение доли науки относится на “светлое будущее” — на последние три года программы: если с 2017 по 2022 год этот показатель должен возрасти с 1,1 до 1,2% ВВП, то в 2023 году он должен составить 1,25% ВВП, а в 2024 году — достичь сразу 1,4% ВВП. 
Минобрнауки рассчитывает, что бурный рост финансирования исследований и разработок в 2022-2025 годах будет происходить в основном за счет внебюджетного финансирования. Верится в реализацию такого сценария с трудом. 
Общий объем бюджетного финансирования программы в номинальном выражении должен вырасти за весь срок действия программы менее чем в полтора раза, с учетом инфляции рост будет гораздо более скромным. Странными выглядят и предполагаемые объемы финансирования фундаментальной науки: они стабильно составляют примерно 32% от общих бюджетных расходов на финансирование программы. Увеличение доли бизнеса в расходах на исследования и разработки следует ожидать в прикладной области, поэтому логичным выглядело бы постепенное увеличение доли фундаментальных исследований в государственном финансировании. Но этого нет. 
Получается, что после скачка с примерно 0,13% ВВП в 2017 году до 0,16% в 2018 году государственные расходы на фундаментальные исследования в отношении к ВВП в последующие годы увеличиваться практически не будут. Значит, Россия по этому показателю останется примерно на одном уровне с Мексикой и ЮАР, заметно отставая от Польши и Венгрии. А если инфляция или экономический рост будут выше, чем рассчитывает правительство, доля государственных расходов на исследования и разработки вообще и фундаментальную науку в частности может даже снизиться.
Так что с точки зрения финансового обеспечения программа не впечатляет и выглядит недостаточно проработанной.
— И каковы в этой связи дальнейшие действия Профсоюза работников РАН? 
— Наша основная цель — добиться устойчивого и планомерного увеличения финансирования науки. Если говорить о фундаментальной науке, то, по мнению профсоюза, за время реализации Стратегии научно-технологического развития РФ необходимо довести расходы на фундаментальные исследования до 0,35-0,4% ВВП. Это нижняя граница типичных для наиболее развитых стран показателей. 
Однако целевые показатели на 2025 год, когда заканчивается госпрограмма “Научно-технологическое развитие РФ”, и тем более на 2035 год, когда завершается срок действия Стратегии научно-технологического развития РФ, представляют для нас разве что академический интерес. Достаточно вспомнить принятую в конце 2011 года Стратегию инновационного развития РФ, которая предусматривала выход внутренних затрат на исследования и разработки на уровень 3% ВВП к 2020 году. 
Так что профсоюз больше интересуют ближайшие бюджетные планы. 
Чтобы не допустить ухудшения в ходе рассмотрения законодателями устанавливаемых законопроектом о бюджете показателей финансирования науки в 2018 году, а по возможности добиться их увеличения, мы начинаем взаимодействовать с депутатами Государственной Думы. Кроме того, будем добиваться, чтобы в 2019-2020 годах происходило существенное увеличение финансирования фундаментальной науки. Хотя бы по 0,01-0,015% ВВП в год, что эквивалентно 10-15 миллиардов рублей. В настоящее время планируется с 2018 по 2020 год увеличить финансирование фундаментальной науки всего на 6 миллиардов рублей. 
Науке необходимы не только деньги, но и более осмысленные правила их расходования. Да, предстоит заметное увеличение финансирования. Однако основная часть дополнительных средств — это деньги на повышение зарплат научных сотрудников. Причем в основном в регионах с высоким уровнем оплаты труда. Денег на выплаты инженерно-техническому и административно-вспомогательному персоналу больше не станет. Дополнительное финансирование “по указу” нельзя будет потратить на оплату коммунальных услуг, выплату налогов, капитальный ремонт, не говоря уже о материально-техническом обеспечении исследовательских работ. Из-за неритмичного поступления этих денег нельзя повысить оклады научных сотрудников, за их счет можно только платить надбавки. 
Поэтому профсоюз будет добиваться не только увеличения финансирования, но и постепенной “конвертации” дополнительных зарплатных средств для научных сотрудников в обычные субсидии на выполнение государственного задания. 
— А новые акции протеста проводить собираетесь?
— В ближайшее время не планируем: было бы странно протестовать в тот момент, когда финансирование ФАНО и фундаментальной науки предполагается существенно увеличить. Для достижения своих целей профсоюз будет работать с депутатами, с профильными ведомствами, с Российской академией наук. К сожалению, до последнего времени РАН фактически ничего не делала для того, чтобы добиться увеличения финансирования науки. Надеемся, что новое руководство академии займет более активную позицию по этому вопросу.
Естественно, мы будем работать и с Минобрнауки, призывая к более адекватной оценке затрат на научные исследования. Программа “Научно-технологическое развитие РФ” на 2018-2025 годы не должна превратиться в очередную бюрократическую фантазию о том, как бы “за копейку купить канарейку, чтобы пела и не ела”. 
Подготовила Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев