Вундеркиндами не рождаются. Как раскрыть потенциал ребенка.

Психологи не устают повторять, что самый важный этап в развитии любого человека — дошкольный. Именно в это время начинает происходить становление личности, развиваются важные способности и навыки. Но как определить уровень развития ребенка, его проблемы, особенно скрытые, и помочь решить их? Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова профессор Александр Веракса занимается разработкой и апробацией инструментария диагностики и развития регуляторных функций для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Его методики не только дают возможность раскрыть и развить потенциал ребенка, но и помогают ему комфортно общаться со сверстниками и взрослыми.

— Что такое регуляторные функции для детей дошкольного и младшего школьного возраста? Насколько они важны?

— У многих на слуху пресловутый “коэффициент интеллекта”, или IQ, который долгое время считался одним из наиболее прогностичных показателей развития детей с точки зрения их дальнейших академических успехов и эффективной социализации во взрослой жизни. Последние десять лет можно с уверенностью говорить о появлении IQ нового поколения, а именно — регуляторных функций, которые позволяют нам гибко ориентироваться в ситуации. Регуляторные функции — это обобщающий термин для различных умственных навыков, которые помогают человеку контролировать свои мысли и действия, несмотря на отвлекающие факторы и помехи, и за счет этого вести себя адаптивно и пластично в новых ситуациях. 

Именно саморегуляция, как показали результаты многих массовых лонгитюдных исследований (в которых прослеживается развитие одной группы детей на протяжении определенного времени), оказалась самым весомым фактором в развитии ребенка, который объясняет не только дальнейшие достижения в школе, но и отношение к собственному здоровью и даже социальный статус во взрослом возрасте. Способность произвольно управлять своим поведением, мыслительными действиями оказалась в фокусе внимания выдающегося психолога Льва Выготского и представителей оте-чественной культурно-исторической психологии еще в первой половине ХХ века. Работы Александра Лурия — основателя нейропсихологии — являются фундаментом современного понимания механизмов произвольного поведения.

— Как вы разрабатываете и апробируете инструментарий для диагностики регуляторных функций? Что он собой представляет? Какие критерии используете для его создания и работы с ним?

— Регуляторные функции разделяются на сдерживающий контроль, переключение и рабочую память. Сдерживающий контроль — умение удержаться от доминирующего типа реакции, как это, например, проявляется в детской игре “Да и нет не говорите”. В ситуации, когда ребенку хочется ответить “да” на заданный ему вопрос, он удерживается от произнесения запрещенного слова и ищет другой ответ. Еще пример — “игра наоборот”: вместо “квадрата” говорим “круг”, а вместо “круга” — “квадрат”. 

Переключение — умение переходить от одного правила к другому: сначала ребенок раскладывал карточки по цвету, а предложили ему разложить по новому правилу — по форме. Рабочая память — умение хранить информацию о тех правилах, соблюдение которых необходимо в конкретной ситуации: когда ребенок выполняет задание, раскладывая карточки по цвету, он должен все время помнить, каким правилом он руководствуется при их сортировке. 

Период быстрого развития регуляторных функций — это дошкольное детство. Очевидно, что от эффективности диагностики развития будет зависеть своевременная их коррекция (например, организация игр, направленных на развитие какого-либо компонента регуляторных функций) и, соответственно, успешность ребенка в школе, которая сейчас предъявляет к регуляторным функциям серьезные требования. 

Перед нашим коллективом стоит несколько задач. Во-первых, это разработка современного диагностического инструментария, который мог бы использовать психолог в образовательном учреждении. Это комплекс методик, представляющих собой специально разработанные задания, успешность выполнения которых ребенком позволяет специалисту оценить уровень развития у него регуляторных функций. 

В нашей стране накоплен большой опыт разработки нейропсихологических методик по качественному анализу развития детей. Но сейчас педагогам и психологам приходится сталкиваться с такими проблемами, как дефицит времени и необходимость сравнения результатов детей из разных городов и стран. Это требует от нас методик, которые имели бы четкие возрастные нормы и позволяли при этом определять уровень развития различных компонентов регуляторных функций. Мы работаем над таким пакетом методик. Сейчас он апробирован на выборке более 600 детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения.

Во-вторых, это подготовка методических приемов для развивающих занятий, которые позволили бы усилить конкретные компоненты регуляторных функций при работе с детьми. Очень важно, чтобы эти материалы были доступны родителям для занятия с детьми дома. 

В-третьих, это более фундаментальная задача понимания особенностей современного детства. Сопоставление уровня развития регуляторных функций с другими показателями психического развития (эмоциональным, социальным, познавательным) дает возможность увидеть картину детского развития сегодня и сравнить ее с прошлыми тенденциями. Например, уходит на второй план сюжетно-ролевая игра (игра ребенка со сверстниками, в которой каждый ее участник берет на себя какую-то роль и ее исполнение требует соблюдения ряда придуманных детьми правил), хрестоматийно считавшаяся основной для детей дошкольного возраста. Нам еще только предстоит узнать, что придет ей на смену. 

— Где и как вы будете испытывать ваши разработки? Какие дети будут принимать в этом участие? Какие результаты надеетесь получить?

— В исследованиях принимают участие дети дошкольного возраста, развитие которых мы стремимся проследить, начиная с четырех-пяти лет и до времени их обучения в школе. Это воспитанники государственных детских садов разных районов Москвы и Казани. Такой возрастной период характеризуется, с одной стороны, усиленным развитием регуляторных функций, а с другой — изменением социальных факторов, среди которых один из ключевых — переход в школу. Наши результаты уже сейчас помогают педагогам школ подготовиться к приходу детей, а психологам — заранее подобрать оптимальные траектории развития будущих школьников.

— У вас уже есть какие-то результаты? Есть ли интересные находки? Можете поделиться ими?

— Наши исследования показывают, что уровень развития регуляторных функций тесно связан с когнитивным и эмоционально-личностным развитием детей: дети с более высоким уровнем развития регуляторных функций лучше понимают эмоции и мысли других людей, успешнее осваивают математические навыки и умения, у них лучше развито наглядно-образное мышление. Все это еще раз подчеркивает важность развития ребенка именно в период дошкольного детства. 

Мы тесно сотрудничаем с учеными-психологами из США, Норвегии, Румынии, Швеции. Вот уже в седьмой раз в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2018 году пройдет международная конференция “Воспитание и обучение детей младшего возраста”, которую посещают более 1000 участников из 35 стран. Проблематика регуляторных функций занимает особое место на конференции.

— Вы работаете один или с научным коллективом?

— Современное исследование подобного масштаба не может проводиться в одиночку. Это по-настоящему командная работа. За последние четыре года на факультете психологии МГУ сложился устойчивый коллектив, в котором много молодых ученых, аспирантов, студентов. Для них практически ежедневная исследовательская работа с участием детей, консультирование их родителей и продуктивное взаимодействие с педагогами дошкольных учреждений стало неотъемлемой частью жизни. Мы благодарны всем руководителям и работникам дошкольных учреждений, детям и их родителям — ведь именно они делают возможным наше движение в психологической науке.

— Какие проблемы помогут решить ваши исследования?

— В первую очередь это проблема подготовки детей к школьному обучению. Рекомендации, которые получают родители и педагоги, помогают избежать в дальнейшем поведенческих проблем в классе и школьной неуспеваемости. Своевременная коррекция развития регуляторных функций способствует более эффективному и позитивному взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками, помогает им вырасти успешными и счастливыми людьми. 

Беседу вела Фирюза ЯНЧИЛИНА

Фото предоставлено А.Вераксой 

 

Нет комментариев