Прочнее металла. Композиты выезжают на улицы больших городов.

По московским улицам в скором времени начнет курсировать новый цельнокомпозитный электробус — прочнее, легче и экологичнее своих стальных предшественников. Новое транспортное средство уже сегодня можно встретить на маршруте “Фили” — “Китай-город”. Чтобы посмотреть на электробус поближе и узнать о всех его преимуществах, в рамках пресс-тура, организованного РОСНАНО, корреспондент “Поиска” отправился в Нанотехнологический центр композитов (НЦК).
НЦК — это производственно-инжиниринговый центр. Создали его в 2012 году ЗАО “ХК Композит” и Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. 
Сегодня центр, расположенный на востоке Москвы, на территории Технополиса, — один из крупнейших поставщиков композитных материалов в стране. 
Центр оказывает полный комплекс инжиниринговых услуг, включающих разработку технологий, проведение проектных работ, расчет и моделирование, прототипирование, испытания, выпуск малых серий, работы по подбору поставщиков оборудования и дальнейшему внедрению технологии на промышленных предприятиях. Помимо этого, НЦК занимается изготовлением оснасток и изделий из полимерных композиционных материалов для различных отраслей промышленности: энергетики, строительства, судостроения, автомобилестроения, телекоммуникаций и т.д., а также запуском стартапов по выпуску изделий из полимерных композиционных материалов. Специализируется НЦК в основном на производстве углепластика.
— Этот материал состоит из углеводородных волокон и смолы, — рассказал директор по проектам НЦК Алексей Ранеев. — Он обладает очень высокой плотностью благодаря смоле, которая удерживает все волокна. Мы можем располагать волокна в разных направлениях в зависимости от того, для чего мы производим продукт.
Плюс углепластика еще и в том, что он позволяет отказаться от использования металла, благодаря чему существенно уменьшается вес продукции — это важный фактор для космической отрасли, например. Да и для строительной тоже.
В НЦК на производстве трудятся порядка 200 человек. Среди них инженеры, химики, технологи, дизайнеры. Они создают материалы в лабораториях и там же их испытывают: для этого есть вся необходимая техника.
За несколько лет центр выполнил более 100 крупных заказов, но самой нашумевшей разработкой компании стал вышеупомянутый электробус MODULO C68E. За него центр в 2016 году даже был удостоен звания “Самая инновационная компания по производству композитов в мире”. Специалисты НЦК разработали композитный материал и технологию сборки автобуса.
C68E — одна из версий электробуса из производственной линейки совместного предприятия НЦК и венгерского холдинга Evopro Group, которая включает модели с длиной кузова от 6,5 до 9,5 метра, вместимостью от 40 до 90 пассажиров. Их уникальность — в использовании самонесущего модульного композитного стеклопластикового кузова, серийное производство которого осуществляет НЦК.
— Обычно автобус состоит из металлической рамы, облицованной панелями, — объяснил Алексей Ранеев. — Здесь же металл практически полностью отсутствует. Только пара металлических пластин, на которые крепится задняя подвеска двигателя. Это позволяет на целую треть снизить массу транспортного средства — с 18 до 12 тонн. 
При этом композитный автобус более износостойкий и прочный, чем его стальные собратья. Что же касается снижения общей массы, то и здесь композиты играют лишь на руку, так как для электрического автобуса такое “похудение” кардинальным образом меняет возможности пробега на одной зарядке. Легкий электробус сможет проезжать до 300 километров, в то время как обычный — 150 километров. 
Новый кузов делает электробус более маневренным, позволяя ему ездить по маршрутам, которые недоступны автобусам с большим радиусом поворота. За счет максимально эффективной компоновки MODULO вмещает больше пассажиров по сравнению с автобусами такой же длины. 
— С сентября такой автобус проходит испытания в Мосгортрансе, — заметил Алексей Ранеев. — Мы производим кузова здесь, дальше собираем двигатель, вешаем шасси, колеса, обустраиваем салон. Довольно много таких автобусов уже ездит по Будапешту. Что же касается России, то скоро они появятся повсеместно не только в Москве, но и в других городах: уже несколько транспортных компаний проявили к ним интерес. 
Сегодня в центр с заказами приходят представители самых разных отраслей — в НЦК можно изготовить стеклопластиковую арматуру, временные дорожные покрытия, пандусы, фибры для армирования бетонов, опоры ЛЭП и многое другое.
Среди крупных заказчиков НЦК значатся РЖД, “Газпром” и ряд авиакомпаний, названия которых держатся в секрете. Для железнодорожников специалисты центра недавно разработали консоль контактной сети, а для “Газпрома” центр создает особые трубы со встроенными датчиками, позволяющими мониторить техническое состояние изделий. По словам директора по проектам, в НЦК приходят и энергетики.
Востребованы композиты также в дорожно-транспортных компаниях. Особенно они ценятся при проведении восстановительных и ремонтных работ. Специалисты центра помогают компаниям восстанавливать мосты и опорные конструкции, не выводя объекты из эксплуатации: нанесение углепластика на поврежденные поверхности не требует присутствия на площадке громоздкой техники. Весь процесс выполняется вручную и занимает мало времени.
Интересно, что еще одним направлением, на котором специализируется центр, стало изготовление различных изделий из карбона. Так, к примеру, именно из-под рук сотрудников НЦК вышли кресла с карбоновой спинкой, которые сегодня можно увидеть на вип-трибуне футбольного стадиона “Краснодар”.
Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев