Малакологическая одиссея

Ученые из лаборатории молекулярной экологии и филогенетики Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) совместно со специалистами из Федерального центра комплексного изучения Арктики РАН и Университета Махасаракхам (Таиланд) открыли две трибы (ранг в биологической систематике, стоящий в иерархии систематических категорий ниже семейства и выше рода), два рода, семь видов и один подвид пресноводных моллюсков из семейства унионид (Unionidae). Описание такого большого числа новых с точки зрения науки крупных пресноводных моллюсков — одно из самых значительных открытий в мировой малакологии за последние 50 лет, итоги исследований опубликованы в сентябре в одном из ведущих мировых научных журналов издательской группы Nature Scientific Reports.
Моллюски были найдены в верхней части бассейна реки Ситаун (Sittaung River), расположенной в труднодоступном горном районе в центральной части Мьянмы. Российские ученые, среди которых есть ведущие мировые эксперты по систематике пресноводных моллюсков, работают в Мьянме по приглашению Министерства животноводства, рыболовства и регионального развития этой страны и Мьянмарского филиала НКО “Flora & Fauna International”. Исследования в том числе направлены на укрепление научных связей между Россией и Мьянмой, развитие диалогового партнерства России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.
Первым из европейцев, посетившим район реки Ситаун, стал в 1885 году итальянский натуралист, путешественник и первопроходец Леонардо Феа. Моллюски из привезенных им сборов обработал знаменитый итальянский зоолог Чезаре Таппароне-Канефри. Известно, что им была подготовлена и статья с описаниями моллюсков из Ситауна, однако она не была опубликована, а в начале ХХ века эта рукопись бесследно исчезла. С тех пор за 130 лет в бассейне Ситауна не было собрано ни одного образца моллюсков, что во многом связано с удаленностью и труднодоступностью горной местности, по которой течет река и которая покрыта непроходимыми тропическими лесами, опасными для путешественников из-за высокого риска малярии и других заболеваний.
Изучив старые музейные коллекции Леонардо Феа, архангельские ученые обнаружили, что большая часть моллюсков, скорее всего, принадлежит к новым для науки видам. Однако для подтверждения этой гипотезы следовало собрать свежие образцы и провести молекулярно-генетические исследования. Наши ученые проанализировали путевые заметки Леонардо Феа и восстановили примерный маршрут его путешествия в 1885 году, а в ходе экспедиции, организованной в район Ситауна в 2016 году, прошли по следам итальянского первопроходца. Новые виды из собранных ими коллекций названы именами известных ученых-малакологов, а один из вновь открытых родов получил название Леопаррейсия (Leoparreysia) в честь Леонардо Феа.
Моллюски — значимый объект традиционного промысла жителей горных деревень и поселков Мьянмы, важная белковая составляющая их рациона питания. Поскольку все вновь открытые виды имеют очень ограниченную область распространения (каждый из них обитает в пределах одного из притоков реки Ситаун), их внесут в Красную книгу Международного союза охраны природы.
Пресс-служба САФУ