Артефакты из глубин

Бронзовая рука от статуи I века до н.э. обнаружена на месте Антикитерского кораблекрушения. Подробности — в Live Science.
Воды у греческого острова Антикитера уже известны богатыми археологическими находками, и самая знаменитая из них — уникальный вычислительный прибор под названием “Антикитерский механизм”, поднятый со дна в 1901 году. Он использовался для расчета движения небесных тел и позволял узнать дату 42 астрономических событий, а сделан был, по расчетам специалистов, на 35-й параллели на острове Родос. Найденная сейчас конечность пополнит клад бронзовых и мраморных фрагментов статуй — плодов нынешней международной экспедиции, которая проходила под эгидой Министерства культуры и спорта Греции в рамках проекта “Возвращение к Антикитере”. Кроме обломков статуй, водолазы нашли и другие ценности. На затонувшем между 70-м и 60-м годами до н.э. корабле везли много предметов роскоши того времени: стеклянную посуду, драгоценные камни, монеты и ювелирные изделия, а также мраморные и бронзовые статуи. Сотни таких объектов были подняты с морского дна в 1976 году экспедицией знаменитого исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто (Jacques-Yves Cousteau). Во время недавней экспедиции морские археологи вплотную подошли к определенному многообещающему участку дна и нашли там плиту из красного мрамора и основание мраморной статуи. “Мы продолжили исследование с использованием металлодетектора и обнаружили бронзовые гвозди и шипы, выпирающие из остова корабля, а затем и части бронзовой скульптуры”, — сказал в комментарии Live Science один из участников экспедиции Брендан Фоли (Brendan Foley), археолог из Лундского университета (Lund University) в Швеции. Кроме бронзовой руки и кусков мрамора исследователи извлекли из-под обломков фрагменты бронзовой статуи со складками одеяния и проржавевший насквозь диск с четырьмя отверстиями по краю. Сканирование этой находки выявило на поверхности под слоем отложений и ржавчины изображение быкоподобного животного.
Ученые нашли также части деревянного судна, состояние и локализация которых относительно места, где был найден груз, позволили реконструировать картину кораблекрушения. В августе прошлого года морские археологи обнаружили на судне новые следы человеческих останков, которые могут служить источником древней ДНК. Первые кости подняли с места Антикитерского кораблекрушения в 1976-м, но тогда еще не было методик извлечения генетической информации из такого материала.
Исследуемый участок морского дна занимает 50 квадратных метров на глубине от 40 до 50 метров. Большая часть уже обследована с помощью детекторов металла, еще 10 с половиной квадратных метров вокруг места крушения изучены эхолокацией. Ученые уверены в том, что им предстоит найти новые бронзовые фрагменты.