Хартли чудит

Комета, с которой в начале ноября сблизился исследовательский аппарат Deep Impact, оказалась необычным ледяным небесным телом.НАСА публикует первые данные анализа полученных из космоса снимков. Об этом сообщает The New York Times.
Комета Хартли 2, напоминающая по форме собачью косточку, то есть состоящая из двух долей-кулачков, соединенных между собой перемычкой, подвергла пролетающий мимо нее космический аппарат ледяному обстрелу. Deep Impact, пролетев на расстоянии 700 км от кометы Хартли, буквально попал в снежно-ледяную метель, которая, впрочем, никакого вреда аппарату, летящему со скоростью свыше 40 тысяч километров в час, не причинила. Но снимки дают основание предполагать, что потоки из кусочков водяного льда возникают на Хартли 2 не по внешним причинам — в результате испарения воды, нагретой Солнцем, а по внутренним. Их как будто выталкивают из тела кометы потоки углекислого газа. Такие углекислые струи наблюдаются у комет впервые. Замерзшая двуокись углерода, или сухой лед, превращается в углекислый газ при температуре около 38 градусов Цельсия, при которой водяной лед еще остается замерзшим. Ученые предполагают, что углекислый газ на комете как бы выдувает, выталкивает с нее замерзший водяной лед и вместе с твердыми пылевыми частицами потоки такого льда отправляются в космическое пространство.
По мнению исследователей, анализирующих снимки кометы Хартли 2, замерзшая углекислота внутри кометы находится там с самого начала формирования Солнечной системы, потому что она распыляется в пространстве, как только превращается в газ. “Если углекислота там, то она древнейшая”, — отметила в интервью The New York Times Лори Фега (Lori M.Feaga) из Университета Мэриленда (University of Maryland), участвующая в работе над снимками, которые получил Deep Impact. Рассчитав поглощение света кусками льда, которые видны на снимках в виде светлых пятен, ученые пришли к выводу, что лед этот не твердый. Эти куски не похожи на градины или кубики льда, используемые для охлаждения напитков. Это некие пушистые агрегаты из маленьких льдинок, похожие на головку одуванчика, которая легко распадается, если на нее подуть. А струи углекислого газа исходят от шарообразных концов кометы, центральная перемычка, по-видимому, углекислоты не содержит, здесь только водяной лед. Причину такой неоднородности еще предстоит выяснить.
Напомним, что аппарат Deep Impact в настоящее время выполняет свою продленную миссию под названием EPOXI (Extrasolar Planet Observation and Deep Impact Extended Investigation), которая заключается в повторном облете кометы и наблюдении планетных систем у других звезд, то есть вне Солнечной системы.