Набор рыбака

В бассейне реки Дубна археологами найдены рыболовные снасти, которым 7500 лет. Это старейшие в Европе орудия такого рода. С подробностями — Consejeo Superior de Investigaciones Cientificas; Sci-News.com.
Международная группа ученых под руководством Игнасио Клементе (Ignacio Clemente) из испанского Высшего совета по научным исследованиям (Consejeo Superior de Investigaciones Cientificas) откопала в районе подмосковной Дубны неводы и ловушки для ловли рыбы. Отличаясь непростой технологией изготовления, эти изделия являются старейшими рыболовными снастями из когда-либо обнаруженных на территории Европы. “До сих пор считалось, что в мезолите, среднем каменном веке, люди образовывали сезонные поселения без долгих стоянок. Однако, судя по последним находкам в бассейне реки Дубна, группы людей занимались здесь различными промыслами в течение всего года. Речь идет о поселении под названием Замостье-2, обитатели которого, по мнению ученых, летом и зимой охотились, а весной и ранним летом ловили рыбу. С конца лета и всю осень они собирали ягоды. Поселение Замостье-2 было открыто в 1980-х годах. Это объект с четырьмя археологическими уровнями, охватывающими мезолитический и неолитический периоды. Земледелия здесь не было до наступления железного века. “Мы считаем, что рыболовство играло жизненно важную роль в экономике местных общин каменного века, поскольку оно давало разнообразную продукцию, которая после засушки или копчения хранилась довольно долго. Среди находок, о которых сейчас сообщил испанский совет по научным исследованиям, крючковые снасти, гарпуны, грузила, поплавки, иглы для плетения и починки сетей, а также нож из лосиного ребра для чистки и разделки рыбы.
Описанный учеными набор снастей для рыбной ловли в своем технологическом исполнении довольно непрост хотя бы потому, что он приспособлен к нескольким способам рыбного промысла. Особое внимание обращают на себя две большие деревянные ловушки, которые представляют собой плетеные из сосновых веток корзины. Эти ловушки очень хорошо сохранились, а сделаны они были, по оценке археологов, семь с половиной тысяч лет назад. В найденных корзинах до сих пор сохранились соединяющие плетеные детали веревки, сделанные из растительных волокон. Археологический сайт с таким количеством хорошо сохранившегося органического материала — большая редкость, обычно органика во влажной местности быстро разлагается. Но ученые обнаружили здесь и останки самих выловленных рыб, что позволяет не только определить видовое ихтиологическое разнообразие бассейна Дубны в каменном веке, но и оценить рацион тогдашних обитателей этих мест с точки зрения присутствия в нем белка.