Краеугольный регион. Президент РАН заручился поддержкой уральцев.

17 октября вновь избранный президент РАН академик Александр Сергеев совершил свою первую в этом качестве поездку в регионы, начальным пунктом которой стал Екатеринбург. И не только потому, что здесь начал работу Уральский научный форум, приуроченный к 30-летию Уральского отделения РАН, 85-летию начала развития академической науки на Урале и 25-летию Научного Демидовского фонда (о нем “Поиск” расскажет в ближайших номерах). Уральское отделение — единственное из региональных, выдвинувшее Сергеева на пост главы академии. За это Александр Михайлович еще раз поблагодарил коллег на встрече в Институте физики металлов, актовый зал которого был переполнен, и обещал выстраивать отношения так, “чтобы УрО РАН было краеугольным отделением с точки зрения научного и промышленного потенциала”. Перед этим он провел рабочую встречу с председателем УрО и вице-президентом РАН академиком Валерием Чарушиным и познакомился с лабораториями ИФМ, где ведутся исследования по самым передовым направлениям в области нанотехнологии и материаловедения, качество оснащенности которых высоко оценил.

На встрече, длившейся больше часа, академик Сергеев представил, по его выражению, свое видение векторов развития отечественной науки и роли в нем академической составляющей, ответил на вопросы. Большинство этих векторов в разных формах уже получили освещение в СМИ, но некоторые темы прозвучали более объемно. Так, говоря об отношениях науки и власти, Александр Михайлович подчеркнул, что сегодня эта сфера находится в числе первых приоритетов руководства страны, потому что состояние, в котором она оказалась, “является абсолютно неприемлемым”. Научно-технологическая стратегия, принятая в 2005-2009 годах, по которой к 2015 году на науку должно было приходиться 2% ВВП, 60% ее финансирования — на высокоинтеллектуальную промышленность, а 15% экспорта — на высокотехнологичную продукцию, оказалась нежизнеспособной. Это была “вестернизированная” программа, ориентированная на другие темпы и приоритеты развития экономики. В новой Стратегии, принятой в конце прошлого года, речь идет о тех же 2% от ВВП, 50% вложений от государства, 50% — от частного бизнеса, но полученных иными способами. Сегодня надо говорить о концентрации сил и средств на крупных проектах, связанных с главными приоритетами страны, стоящими перед ней вызовами. Надо выстраивать проекты, ориентируя на их реализацию бизнес, промышленность и, конечно, науку, которая сегодня нередко “растащена” по министерствам и ведомствам, тратящим выделяемые на нее средства не всегда по назначению. Академии наук отводится здесь роль научного координатора, “объективного и умного” арбитра.
Академик Сергеев призвал уральцев искать такие проекты, ориентированные на конкретного потребителя, в регионе с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выгодные и государству, и ученым, и заказчику — бенефициару. Одновременно он напомнил, что фундаментальная наука, которая “не может напрямую быть производительной силой” и всегда связана с повышенными рисками, может финансироваться только государством.
Говоря о волнующей всех проблеме взаимоотношений РАН и Федерального агентства научных организаций, Александр Михайлович подчеркнул, что конфигурация “РАН и ФАНО”, по крайней мере в ближайшее время, должна остаться, но при повышении статуса академии. Статус, который сейчас есть у РАН, для решения стоящих задач недостаточен, и самым правильным было бы определить поля полномочий и зоны ответственности. Уже сейчас ФАНО признает, что за науку оно отвечать не может, на нем административно-хозяйственная часть. Академия же может и должна, особенно — в контексте выполнения госзаданий, но для этого ей нужны полномочия по контролю за распределением средств. Президент РАН напомнил, что существует вариант и другой управленческой модели через создание министерства науки РФ, при которой ФАНО “растворяется”, вливаясь в новое министерство. Но в случае его осуществления есть серьезный риск попасть под еще больший бюрократический пресс. “Схема с ФАНО мне представляется более простой, понятной и, главное, состоявшейся. Просто она требует корректировки”, — констатировал президент. При этом он заметил, что в идеале, при всем уважении к нынешнему руководству агентства, было бы хорошо, если бы им руководил ученый, знающий “подведомственную” сферу изнутри.
Отдельно Александр Михайлович остановился на теме развития научной дипломатии, как важнейшей задаче, стоящей перед РАН. “Время сейчас сложное, полувоенное, санкционное, — буквально сказал он. — Видно, что это надолго. Между тем в науке и культуре оценивают эффективность по международной шкале. Соответственно, у нас есть интересы “там”, а с той стороны есть интерес к нам”. Поэтому научная дипломатия сегодня становится едва ли не частью государственной, и ей необходимо уделять особое внимание. К тому же концентрация на крупных прорывных, “лидерских” проектах на территории России может помочь “развернуть утечку мозгов в обратную сторону”.
На вопрос о формах и методах реструктуризации научных подразделений, слиянии институтов президент ответил однозначно: это надо делать только в тех случаях, когда в этом есть логика и есть руководитель, который досконально знает все объединяемые  коллективы. Объединять же формально, для отчета Минфину о сокращении числа бюджетополучателей — бессмысленно и бесперспективно.
Во второй половине дня академик Сергеев пообщался со студентами и преподавателями Уральского государственного аграрного университета, которым до недавнего времени руководила академик Ирина Донник, единственная женщина, избранная в сентябре вице-президентом РАН и теперь отвечающая в академии за всю аграрную тематику. Александр Михайлович поблагодарил коллектив за то, что “в нем вырастили Ирину Михайловну”, и назвал роль сельскохозяйственной науки “важнейшей” для современной России. Речь шла о роботизации сельского хозяйства, как об одном из важнейших для страны мегапроектов, который в УрГАУ уже начали осуществлять. Затем состоялась его встреча с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым при участии академиков И.Донник и В.Чарушина. “Мы четко понимаем, что развитие экономики невозможно без науки. Надеюсь, что ваше избрание даст новый импульс нашему сотрудничеству”, — отметил губернатор. Президент РАН говорил о больших потенциальных возможностях Урала по осуществлению крупных проектов по цепочке от научной идеи до конкретного рынка, в качестве примера привел эксперименты по роботизации сельского хозяйства с созданием беспилотников для отрасли, которую ведут уральские федеральный и аграрный университеты вместе с зарубежными партнерами и которая имеет все шансы приобрести стратегический масштаб. Губернатор заверил президента РАН в поддержке, готовности включиться в эту работу и дать соответствующие поручения областному кабинету министров.
Андрей ПОНИЗОВКИН
Фото Всеволода Арашкевича

Нет комментариев