Рожденная летать. Для чего лаборатории крылья.

Свое 35-летие отметила единственная в России самолетная экспедиция Института оптики атмосферы им. В.Е.Зуева СО РАН. 
Сегодня экспедиционный отряд, который возглавляет доктор физико-математических наук Борис Белан, проводит исследования атмосферы и экологический мониторинг с борта самолета-лаборатории, оснащенного уникальным комплексом контактных и дистанционных измерительных систем. Самолет позволяет сопровождать изучаемое атмосферное явление на протяжении тысячи километров и следить за эволюцией его характеристик. В мире существует не больше сотни подобных воздушных лабораторий!
Все эти годы бессменным командиром летного отряда является Геннадий Толмачев, за плечами которого тысячи часов, проведенных в воздухе.
— В 1980-е самолетная экспедиция занималась исследованиями свойств тропосферного аэрозоля, изучением процессов трансформации его временных и пространственных характеристик, — рассказывает Геннадий Николаевич. — Экспедиция побывала во всех уголках Советского Союза, сотрудники летающей лаборатории составили аэроклиматическое описание распределения аэрозоля над территорией всей страны. В 1990-е годы тематика исследований расширилась: мониторинг вертикального распределения парниковых и окисляющих атмосферу газов, экологический мониторинг атмосферы и земной поверхности, измерения оптических и метеорологических параметров атмосферы, тепловая съемка местности. Мы совершили целый ряд полетов для обследования воздушных бассейнов крупных городов с развитой промышленностью и высоким уровнем загрязнений.
В сложные для всей отечественной науки годы лаборатория не прекратила своего существования. Количество вылетов по заданиям российских коллег и заказчиков, к большому сожалению, многократно уменьшилось по сравнению с советскими временами. К счастью, еще в 1990-е началось плодотворное сотрудничество с учеными Японии и Франции, продолжающееся в виде совместных проектов и программ, связанных с изучением атмосферного аэрозоля и парниковых газов. 
Постоянные измерения климатически и экологически значимых компонентов атмосферы как естественного, так и антропогенного происхождения имеют первостепенное значение для мирового сообщества: чистый воздух — это одно из главных условий существования всего живого на нашей планете. Сегодня, когда происходят глобальные изменения климата, исследования должны вестись непрерывно и широкомасштабно, ведь атмосфера Земли не имеет границ, и если какая-то территория не охвачена наблюдениями, то глобальные данные теряют достоверность, и на их основе невозможно прогнозировать грядущие климатические процессы.
В рамках совместного проекта с японским Национальным институтом исследований окружающей среды изучаются метан и углекислый газ в тропосфере. Вместе с французами выполняется масштабный проект “ЯК-АЭРОСИБ”. Совершая полеты в северных широтах (над Карским и Баренцевым морями, Новой Землей, Салехардом и Норильском), ученые института ведут систематические наблюдения за такими атмосферными соединениями, как угарный и углекислый газы, озон, метан, водяной пар, аэрозоли и другие примеси, а также за тропосферными явлениями над Евразией.
Цель этих исследований — определение сезонной и межгодовой изменчивости источников парниковых газов и других составляющих воздуха, а также изучение химических процессов, приводящих к образованию озона над Евразийским континентом в процессе переноса воздушных масс. Именно результаты, полученные в рамках проекта “ЯК-АЭРОСИБ”, помогли понять роль сибирских лесов в формировании потоков углеродосодержащих газов.
За 35 лет экспедиционный отряд сменил четыре самолета, самым первым был Ил-14, затем “аннушка” — Ан-30, а далее две “тушки” — Ту-134. Сейчас воздушное судно отправлено на обследование, чтобы получить допуск к полетам на новый срок. Поэтому отряд пересел на небольшой Як и ведет работы по переоборудованию салона самолета, ведь совсем скоро — новый этап исследований.
Ольга БУЛГАКОВА
Фото из архива ИОА СО РАН

Нет комментариев