Реформы в норме? Андрей Фурсенко доволен успехами Минобрнауки.

“Объединенное Министерство образования и науки — это не только название, но и суть политики, которую мы проводили”, — заявил в своем докладе на итоговом заседании коллегии Минобрнауки министр Андрей Фурсенко. Тем не менее на мероприятии, где подводились итоги деятельности министерства не только за 2011 год, но и за все восемь лет его существования во главе с нынешним руководителем, главным образом говорилось о достижениях в сфере образования. Акцент усилила розданная участникам заседания почти трехсотстраничная красочно оформленная книга “Главные события в современном образовании”, которую глава Минобрнауки отрекомендовал как “своеобразный отчет” министерства о проделанной работе.
Среди основных результатов воплощения в жизнь министерской политики в 2011 году первыми были названы достижения нормо-творческой деятельности, а именно: процесс принятия Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” вступил в завершающий этап, внесены изменения в ФЗ №94, касающиеся конкурсов на проведение НИОКР. Привлечение соисполнителей, закупка оборудования и расходных материалов теперь проводятся без так называемых конкурсов “второй руки”. Большая часть научных проектов переведена на грантовую систему финансирования, и теперь решающим критерием конкурсного отбора становится качество заявки и квалификация претендента, а не цена реализации проекта.
В числе иных достижений министр в своем докладе выделил, в частности, субсидирование региональных программ модернизации профессионального образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования с привлечением крупных предприятий; реализацию вузами и компаниями порядка 100 совместных высокотехнологичных проектов в рамках Постановления Правительства РФ №218; создание 38 университетских научных лабораторий под руководством ведущих ученых мира. А также финансирование стипендиального фонда: дополнительные 2 млрд рублей позволили в прошлом году увеличить повышенную академическую стипендию для 200 тысяч студентов в среднем до
8 тысяч рублей. Кроме того, Андрей Фурсенко отметил поддержку программ стратегического развития 55 вузов, в число которых наряду с техническими и классическими вошли и педагогические университеты.
Резюмируя деятельность Ми-
нобрнауки за все годы существования, министр обозначил ориентиры для выстраивания дальнейшей политики, опираясь на достижения своей команды. Главный наказ на будущее — продолжить обеспечение свободы доступа к образованию и выбора его траектории, а также независимости оценки качества обучения. Основными гарантами свободы и независимости стали, по словам Андрея Фурсенко, новые стандарты, ЕГЭ и система олимпиад школьников. Общая доступность образования, считает он, возможна только при развитой инфраструктуре, требующей дальнейших серьезных финансовых вложений. “Консолидированный бюджет образования за восемь лет увеличился с 600 млрд до 2,3 трлн рублей — почти в 4 раза!” — отметил глава Минобрнауки.
Единый госэкзамен министр назвал “самым обсуждаемым проектом министерства за прошедшие годы”. Сегодня, по его мнению, все дискуссии вокруг ЕГЭ сводятся к тому, как экзамен усовершенствовать, и этим активно занимаются специалисты. Улучшается содержание оценочных материалов, из заданий по математике и литературе в прошлом году были убраны классические тестовые задачи, добавились практико-ориентированные. В своем докладе Андрей Фурсенко озвучил ряд предложений по дальнейшему развитию ЕГЭ, к примеру, “развернуть экзамен во времени и учитывать достижения в процессе всей учебы ребенка”, открыто публиковать контрольно-измерительные материалы. Все это можно было бы реализовать в течение ближайших двух-трех лет. Кроме того, министр предложил распространить формат ЕГЭ как механизма независимой оценки знаний (не зависимой от тех, кто непосредственно учит) и на высшую школу. “Нужно идти по пути введения ЕГЭ для бакалавров”, — сказал он.
Развитие среды генерации знаний через проведение фундаментальных и поисковых исследований Андрей Фурсенко назвал одним из основных направлений политики министерства по формированию конкурентоспособного и эффективного сектора исследований и разработок. По определению руководителя Минобрнауки, “мы фактически исчерпали существующий задел фундаментальной науки, нужна генерация качественно нового научного знания”. Он посетовал, что, несмотря на заметный рост финансирования (за восемь лет оно увеличилось в 3,5 раза), большинство наукометрических показателей и инновационная активность оставляют желать лучшего. В качестве примера министр сослался на результаты формирования тематики ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.” в 2011 году, когда из-за отсутствия заявок должного уровня в бюджет возвратились почти 4 млрд рублей.
Глава министерства напомнил, что особое внимание в отчетный период было уделено развитию вузовской науки. При этом решались одновременно две задачи: создать научно-образовательные комплексы мирового уровня и сформировать конкурентную научную среду в России. Видимо, для подтверждения правильности избранного курса в сопроводительных материалах к коллегии была приведена статистика по ФЦП “Исследования и разработки…”, свидетельствующая о степени активности участников программы и о достигнутых ими результатах. Вузовские показатели по числу поданных заявок и заключенных контрактов не только не уступают данным по РАН, но и превышают их по всем позициям. Отметив, что в лице десятков университетов-лидеров с инновационным потенциалом, отобранных в ходе министерских конкурсов, высшая школа “на равных конкурирует с академическими и корпоративными исследовательскими центрами”, Андрей Фурсенко сообщил, что “в первую очередь за счет этих вузов доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась за восемь лет с 5,5 до 9,1% (от 10 до 54 млрд рублей)”. По его словам, с 2009 года вузовская наука стала расти более высокими темпами, чем наука гражданского назначения в целом.
Тем не менее руководитель Минобрнауки спрогнозировал, что на выращивание российских университетов мирового класса, способных решать задачи национального и глобального масштаба, должно уйти 10-15 лет. Вице-президент РАН Валерий Козлов, чье выступление завершало заседание, отвечая на это, напомнил министру, что в России есть структуры, которые и сегодня ведут научные исследования на необходимом содержательном уровне и обладают глобальной конкурентоспособностью. В 2012 году заканчивается Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук (ПФНИ). На смену приходит новая сводная госпрограмма, разработкой которой ныне занимается Минобрнауки. Важно, чтобы в ее рамках средства на науку и технологии распределялись эффективно. От имени коллег вице-президент РАН предложил предусмотреть в ней разделы, касающиеся поддержки фундаментальной науки в академических институтах, в ведущих университетах и отраслевых научных организациях. Осуществлять управление программой должен координационный совет, который формирует систему приоритетов и готовит сводный отчет. Механизм действия подобной структуры уже успешно отработан при реализации ПФНИ в рамках РАН. Валерий Козлов выразил надежду на то, что Минобрнауки учтет предложения академии при принятии важного документа, который будет определять развитие российской науки на длительную перспективу. “Залог наших успехов, — сказал он, — совместная работа всех заинтересованных ветвей, академической и вузовской науки, при координирующей роли министерства”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
 

Нет комментариев