Кто гранд в эколь. Сотрудников французских вузов отличает скромность.

Доценты исторического факультета Томского госуниверситета Михаил Грибовский и Александр Сорокин продолжают исследование профессиональной идентичности преподавателей разных стран. Они выяснили, что мнения французских ученых и преподавателей о престижности своей специальности и профессии коллег расходятся. Историки ТГУ взяли 25 глубинных интервью у работников вузов. Респондентами стали профессора, преподаватели и исследователи из 12 университетов и гранд эколь (высших школ) Парижа, Лиона, Руана, Тулузы.
— Высшая школа Франции сложна и неоднородна, и наряду с вузами существуют гранд эколь, — рассказывает А.Сорокин. — Поэтому в нашем исследовании 53% интервью были проведены с сотрудниками университетов, которые в основном занимаются преподавательской деятельностью, а 47% — с работниками гранд эколь, это были в основном ученые.
Исследование показало: ученые из гранд эколь полагают, что профессия университетского преподавателя более уважаема в глазах французского общества, так как польза от нее заметнее. А преподаватели считают, что в глазах администрации их работа недооценивается в силу того, что в настоящее время акцент делается на научных результатах.
Одной из основных тем интервью стала интернационализация высшего образования. Респонденты отмечали открытость высшей школы Франции для иностранных студентов, профессоров и исследователей. Например, при объявлении конкурса на свободную вакансию в научном или высшем учебном заведении на нее может претендовать специалист вне зависимости от его гражданства. Однако такая политика не всегда обеспечивает рост уровня интернационализации.
— Французские исследователи публикуются преимущественно во французских журналах, и их заявки на исследовательские гранты европейских и международных фондов часто не побеждают, — поясняет М.Грибовский. — Мы удивились, что в некоторых французских университетах бывает сложно найти преподавателей, готовых обеспечить учебный процесс на английском языке. Эта ситуация схожа с российской.
Исследование проходит в рамках мегагранта Правительства РФ по проекту “Человек в меняющемся мире”. Ученые уже провели глубинные интервью с 20 преподавателями из Великобритании и 50 из московских и сибирских вузов. Выяснилось, что российских и британских профессоров объединяет идея “Университета 3.0”, согласно которой трансформация высшей школы приводит к тому, что преподаватели все больше уделяют внимание развитию финансовых и управленческих навыков.
Пресс-служба ТГУ

Нет комментариев