Миссия в комиссии. РАН идет на помощь ВАК.

Основной темой очередного заседания Президиума РАН стало совершенствование системы аттестации научных кадров. Этот вопрос появился в повестке с подачи члена президиума Валерия Рубакова, призвавшего коллег “подумать о переформатировании работы Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая сильно буксует”. Поводом для такого вывода послужило решение Президиума ВАК, который оставил за министром культуры РФ Владимиром Мединским степень доктора наук, проигнорировав мнение собственного Экспертного совета по истории, признавшего текст диссертации чиновника ненаучным. 

На заседании Президиума РАН шла речь о необходимости усилить влияние академии на такую важную для науки сферу, как присвоение ученых степеней. Выяснилось, что в ВАК также заинтересованы расширять взаимодействие с академией. Об этом заявил председатель комиссии Владимир Филиппов. Для начала он рассказал о том, какая работа проводилась в последние пять лет для улучшения ситуации в системе аттестации научных кадров и к чему это привело. Глава ВАК перечислил изменения, которые были внесены в процедуру защиты диссертаций и утверждения решений диссоветов. Требования к соискателям ученых степеней, изданиям из ваковского списка, членам диссертационных советов на местах, экспертных советов ВАК и самой комиссии стали более жесткими. Возросла прозрачность всех процессов и принятия решений. 
Как сказались эти новшества на системе аттестации? Количество диссоветов уменьшилось с 3327 в 2012 году до 2156 в 2016-м. Число защит сократилось в два раза, а в экономических науках, где было больше всего нарушений, — почти в пять раз. 
Представленные В.Фи-липповым цифры впечатлили зал. Однако прозвучавшие по итогам его доклада выступления касались в основном той части, в которой председатель ВАК рассказал о расширении эксперимента по наделению организаций правом самостоятельно присуждать ученые степени. 
Напомним, в этом году к МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургскому госуниверситету, получившим такую привилегию два года назад, присоединились еще 19 вузов и 4 научные организации. Заявки подавала 51 организация (21 НИИ и 30 вузов), не все их удовлетворили, однако решение правительства все равно вызвало большое беспокойство профильного сообщества. 
В проекте решения Президиума РАН, в частности, говорится, что в большинстве организаций, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени, работают лица, являющиеся авторами и руководителями кандидатских и докторских работ, которые содержат масштабные некорректные заимствования. Кроме того, в семи структурах, попавших в число “избранных”, действуют диссоветы, где были защищены липовые диссертации.
— Расширение списка учебных заведений, которым предоставлено такое право, кажется поспешным, — заявил вице-президент РАН Валерий Козлов. — Государство уходит из этой очень важной и чувствительной сферы, и это неправильно. Для начала необходимо подробно рассмотреть, в том числе на президиуме РАН, итоги эксперимента в МГУ И СПбГУ, а потом решать, куда двигаться дальше.
Академик Александр Молдован заявил, что ВАК должна быть единственным органом, контролирующим присуждение ученых степень, а для более эффективной работы комиссии в формировании составов ее экспертных советов и президиума должна непосредственно участвовать РАН. 
— В эти органы должны входить ученые, имеющие незапятнанную репутацию, — подчеркнул академик. — И именно Академия наук призвана обеспечить соблюдение такого принципа, поскольку научная экспертиза и оценка — сфера ее компетенции. Сейчас советы и президиум ВАК формирует Минобрнауки. И делает это совершенно непрозрачно. При этом назначенные министерством люди получают право утверждать составы диссоветов. Участие РАН сделает процесс открытым и позволит разорвать этот порочный круг. 
— Мы все понимаем, что эксперимент не надо было расширять, откалывая все новые организации от системы ВАК, — заявил академик Роберт Нигматулин, обращаясь к В.Филиппову. — Вы должны были четко и ясно сказать это премьер-министру. Таков уж долг, если являешься государственным деятелем. А вы его не выполнили. 
Высказался Р.Нигматулин и по поводу “казуса Мединского”. По его мнению, ВАК в этой ситуации повела себя неправильно. 
— Я не видел диссертацию, не знаю, что там, — отметил он. — Но когда затронута фигура министра, общественности должно быть разъяснено, почему принято то или иное решение. А в данном случае этого не было сделано. 
Обсуждался на заседании и вопрос качества изданий из “списка ВАК”. Академик Анатолий Григорьев рассказал об опыте РАН по отбору российских научных журналов, соответствующих международному уровню. Таковых набралось 652 (из шести тысяч выпускаемых в России научных изданий). Эти журналы включены в базу, размещенную на платформе Web of Science, и составили ядро Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). А.Григорьев заявил, что необходимо постепенно проводить конвергенцию списка ВАК и перечня РИНЦ.
В качестве временной меры борьбы с возможным увеличением потока фальсифицированных диссертаций академик Лев Зеленый предложил в течение трех лет “пропускать” через ВАК работы, защищенные организациях, которые недавно получили право присуждения степеней. 
— Нормативная база этого не позволяет: там четко прописана самостоятельность структур в данном вопросе, — пояснил В.Филиппов. 
Он сообщил, что Минобрнауки разрабатывает правила проведения мониторинга и контроля над “избранными” организациями и РАН может подключиться к этому процессу.
Академик Владимир Фортов выступил за то, чтобы предоставить право присуждать ученые степени также академическим институтам. 
— Пусть диссертации после защиты в институтах рассматривают отделения и дают “знак качества”, после чего человеку присваивается звание доктора Российской академии наук. Это подтянет к нам молодежь, — заявил В.Фортов. 
Проект постановления Президиума РАН, в который вошли многие из высказанных в ходе обсуждения предложений, представил вице-президент РАН Алексей Хохлов. Он высоко оценил результаты борьбы ВАК и научной общественности с нарушениями при защите диссертаций. 
— В 2005-2010 годах в этой сфере творилась настоящая вакханалия, а сейчас, можно сказать, достигнута полная победа, — сообщил А.Хохлов, ссылаясь на данные сетевого сообщества “Диссернет”. — Но теперь, когда степени начинают присуждать помимо ВАК, появляется угроза этим несомненным достижениям. РАН не должна такого допустить. 
В связи с этим Президиум РАН постановил просить Минобрнауки разработать меры, направленные на недопущение негативных последствий поспешного расширения перечня самостоятельно присуждающих степени организаций. В частности, министерству предложено срочно провести детальный анализ деятельности диссоветов этих структур на предмет проверки информации об участии их сотрудников в присуждении степеней авторам диссертаций, не соответствующих необходимым требованиям. В дальнейшем Минобрнауки и ВАК, по мнению РАН, должны обеспечить жесткий публичный контроль над работой этих диссоветов с широким обсуждением нарушений, если таковые будут иметь место. 
Владимир Филиппов поблагодарил членов Президиума РАН за заинтересованное обсуждение вопроса и призвал принять участие в проходящем наборе новых членов экспертных советов ВАК. По его словам, процесс формирования советов должен был закончиться к 5 ноября, но его пришлось продлить на два месяца, так как поданных заявок оказалось недостаточно. 
Президент РАН Александр Сергеев заявил, что академия обязательно воспользуется этой возможностью и делегирует своих представителей в экспертный корпус ВАК. Александр Михайлович отметил, что, общаясь с руководством Минобрнауки, он убедился: министерство готово к более тесному сотрудничеству с РАН в вопросе аттестации научных кадров. Так что есть основания надеяться, что оно теперь будет активнее приглашать академию к решению имеющихся в этой сфере проблем. 
Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев