Зоркий “АИСТ”

Молодые ученые Самарского университета завершили предэскизное проектирование оптико-электронного малого космического аппарата “АИСТ-3”.
Он должен стать продолжением серии малых космический аппаратов (МКА) семейства “АИСТ”, созданных в партнерстве с АО “Ракетно-космический центр “Прогресс” в 2008-2016 годах.
Основное назначение “АИСТ-3” — дистанционное зондирование Земли с помощью современного оптико-электронного комплекса микрокласса “Скворец”. Его разработкой занимается зеленоградский филиал РКЦ “Прогресс” Научно-производственное предприятие “Оптико-электронные комплексы и системы”. Предполагается, что этот комплекс сможет обеспечить разрешение снимков 1,2 и 1,3 м в оптическом диапазоне с полосой захвата 8-10 км. Уже определен проектный облик и компоновка МКА, предложен состав целевой и бортовой аппаратуры. “АИСТ-3” предназначен не только для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), но и для проведения научных экспериментов. Его масса составляет всего 170 кг, что является весомым преимуществом среди МКА такого класса.
“Идея создания такого космического аппарата возникла в ходе проработки проекта по установке приборов оптико-электронного наблюдения на МКА “АИСТ” первой серии, — рассказал руководитель НОЦ “Аэрокосмическая техника и технологии” к.т.н. Иван Ткаченко. — Два таких университетских спутника массой по 39 кг надежно работают на орбите. Конструктивно “АИСТ” — очень удачная платформа, но нам стало ясно, что разместить аппаратуру ДЗЗ с высокими характеристиками на нем не удается. Поэтому мы предложили проект более тяжелого аппарата — “АИСТ-3”.
В апреле 2016 года в рамках первой пусковой кампании нового российского космодрома Восточный был запущен аппарат второго поколения МКА ДЗЗ “АИСТ-2Д”. Масса этого спутника немногим более 500 кг, однако в мире уже сложился тренд на создание более компактных МКА оптико-электронного наблюдения. Новый проект молодых ученых Самарского университета может стать базой для создания современного космического аппарата мирового уровня.
Параллельно с этим продолжается инициативная проработка проекта серии маломассогабаритных многофункциональных космических аппаратов на базе унифицированной платформы “АИСТ” первого поколения.
“Первые АИСТы” были рассчитаны на работу в космосе в течение трех лет, однако сегодня срок работы двух этих аппаратов уже превысил четыре с половиной года, — пояснил Иван Ткаченко. — Эксплуатация подтвердила обоснованность принятых конструктивных решений и доказала, что “АИСТ” — надежная и универсальная платформа, на базе которой может быть создана линейка недорогих аппаратов для технологических и биологических экспериментов”.
Петр СЛИЗЕВИЧ