Поиск - новости науки и техники

Конкуренцию под контроль! Рынку дополнительного образования не хватает порядка.

 “Дополнительное профессиональное образование (ДПО) сейчас находится на острие реформирования всей образовательной модели”, – так определил значение последних событий в ДПО один из участников недавнего круглого стола, организованного Комитетом Государственной Думы по образованию. Взяв курс на непрерывность обучения, государство крайне заинтересовано в скорейшем повышении эффективности работы этого сегмента образовательной сферы. Структуры, реализующие программы ДПО, должны гибко реагировать на запросы рынка труда. Для этого необходимы соответствующие условия и, прежде всего, полноценная нормативная база и среда для равноправной конкуренции. Как показала дискуссия на круглом столе “Инструменты контроля и обеспечения качества в сфере дополнительного профессионального образования”, без полноценного выполнения первой задачи успешно решить вторую невозможно. Участниками заседания стали более 150 человек – представители Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минкультуры России, Рособрнадзора, ФАС, а также региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти, Общественной палаты РФ, делового и профсоюзного сообществ, научно-педагогической общественности и СМИ.
С 1 января 2012 года в соответствии с ФЗ №293 практически все программы дополнительного профобразования больше не подлежат аккредитованию, и организации, их реализующие, лишились права выдавать слушателям документы государственного образца. Это связано с тем, что обязательным условием государственной аккредитации стало наличие федеральных государственных требований (ФГТ), а установлены они лишь по двум программам ДПО: для обучения сотрудников таможни и частных охранных предприятий. Вместе с тем продолжают быть действительными свидетельства о государственной аккредитации, выданные Рособрнадзором до вступления закона в силу. Программы, указанные в них, были аккредитованы вне зависимости от наличия ФГТ, федеральная служба своевременно не потребовала изменить их статус, и образовательные организации этим пользуются.
Как отметил первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию В.Бурматов, отказавшись от регулирования “сверху”, “государство сделало решительный шаг к стимулированию свободной конкуренции в сфере дополнительного профессионального образования, изменив его нормативно-правовую базу”. Однако образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы ДПО, оказались в неравных условиях. Одни продолжают выдавать документы гособразца, другие этой возможности лишаются. Тем временем на рынке образовательных услуг спрос на государственные дипломы по-прежнему выше, чем на аналогичные документы выпускников неаккредитованных программ. Неравенство приносит свои негативные плоды: слушатели расторгают контракты, из-за отсутствия широкой разъяснительной работы со стороны министерства заказчики не могут объективно оценить рынок услуг.
О том, как новый курс на развитие ДПО отражен в проекте закона “Об образовании в РФ”, рассказала заместитель директора Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации Юлия Линская (на снимке). Она сообщила, что круг структур, получающих право на реализацию дополнительных профессиональных программ, будет расширен. Кроме образовательных организаций туда войдут другие юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на данный вид образовательной деятельности. Эта норма, по словам Ю.Линской, в первую очередь ориентирована на потребность крупных предприятий в корпоративном обучении.
Будут узаконены общественная, общественно-профессиональная аккредитации образовательных программ. Впервые появляется нормативное регулирование процедуры независимой оценки качества экспертными организациями, а также создания саморегулируемых организаций в сфере образования. Как отметила представитель департамента, “в первую очередь эта норма будет интересна именно организациям системы ДПО, которые смогут самостоятельно разрабатывать требования к содержанию программ, оценивать эти требования и контролировать их соблюдение”.
Юлия Линская пояснила, что существующие федерально-государственные требования имеют достаточно общий характер и на их основе сложно сформировать ту или иную образовательную программу, соответствующую запросам конкретного потребителя. Кроме того, будучи нормативно-правовыми актами, ФГТ проходят длительную процедуру утверждения. Это не отвечает потребности в быстром обновлении программ ДПО, и поэтому установка требований к ним будет сведена до минимума.
За ситуацией следит и ФАС. О ее позиции и мерах, предпринимаемых со стороны службы, рассказала на круглом столе начальник отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Ирина Золотухина. “Мы предлагаем, чтобы в целях защиты конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере ДПО Минобрнауки и Рособрнадзор отменили государственную аккредитацию программ ДПО, к которым не были установлены ФГТ, и указали на недопустимость выдачи документов гособразца по результатам освоения этих программ”, – заявила она, сообщив также, что по инициативе ФАС в отношении Рособрнадзора возбуждено дело в связи с нарушением антимонопольного законодательства в части аккредитации программ, не имеющих ФГТ.
Депутат ГД Олег Смолин выразил надежду, что Дума нового созыва доставит меньше “головной боли” образовательным учреждениям, внимательнее прислушиваясь к предложениям коллег из исполнительной власти. Он заметил, что “в продвинутых странах затраты на дополнительное образование сравнимы с затратами на высшее образование”, и выразил надежду, что конструктивных идей по решению проблем ДПО будет больше. Для их рассмотрения депутат предложил создать под эгидой Комитета по образованию специальную рабочую группу.

Татьяна Возовикова
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев