Постепенно по ступеням.

Конференция “Школа Сколково”, состоявшаяся в Одинцовском гуманитарном институте, стала очередным этапом одноименного проекта, в рамках которого уже прошел конкурс на лучшую концепцию образовательного комплекса нового поколения. Участие в конференции приняли лауреаты и финалисты международного конкурса концепций “Школа Сколково”, руководители региональных и муниципальных органов управления образованием, эксперты-консультанты проекта “Школа Сколково” — всего более 100 человек.
Напомним, в сентябре — декабре прошлого года Фондом “Сколково” при поддержке Минобрнауки России и компании Microsoft был проведен конкурс на создание концепций для проектирования “Школы Сколково”. Всего на участие в нем поступило 202 заявки из 47 регионов России и пяти зарубежных стран. В финал вышли 26 концепций, из которых одна была признана победителем, а 12 — концепциями-лауреатами. Изначально Фонд “Сколково” собирался поддержать только проект-победитель. Однако в результате было принято решение начать работу и над проектами, ставшими лауреатами конкурса. Конкурсная комиссия и Фонд “Сколково” рекомендовали реализовать концепции-лауреаты в регионах РФ, сформировав таким образом сеть инновационных сколковских школ. Реализация задуманного должна помочь региональным школам стать в один ряд с мировыми лидерами в деле построения “Школы будущего”. Идея создания такой сети нашла широкую поддержку на местах: в адрес конкурсной комиссии поступило более 40 писем о готовности региональных и муниципальных органов власти участвовать в реализации проекта “Школа Сколково”.
Основными задачами встречи в Одинцово стали обмен идеями и лучшими практиками в области разработки образовательной среды и архитектурного проектирования, педагогического дизайна, информационной инфраструктуры (в том числе с учетом лучшего мирового опыта), а также экспертно-консультационная поддержка проектной деятельности инновационных школ и формирование нового инновационного сообщества — Ассоциации сколковских школ.
Открыла конференцию панельная дискуссия “Какая школа нужна новой России?” По мнению помощника Президента России Аркадия ДВОРКОВИЧА, принявшего участие в работе конференции, вопросы образования не решаются за один или два дня: это сложная система, она имеет свой цикл развития и изменения, который исчисляется скорее десятилетиями.
— Результат школьного образования складывается не только из общего, не только из стандартов, программ, технологий обучения, тех наглядных пособий, оборудования, которые есть в школах, но и из индивидуальности каждого учителя, каждой школы. Убежден, что строить нашу школьную политику мы должны на основе сочетания двух факторов: договориться о том общем, что должно объединять школы, и дать максимальные возможности, чтобы проявить индивидуальность. Чтобы быть школой будущего, каждая школа должна быть проектом, — подчеркнул А.Дворкович.
Как отметил ведущий встречи — научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ, советник президента Фонда “Сколково” Исак ФРУМИН, России нужна новая система общеобразовательных школ, и основополагающим принципом ее работы должна стать установка на индивидуальность ученика и учителя: “Это должны быть учебные заведения, занимающиеся конкурсным отбором не учеников, а образовательных программ и технологий, с помощью которых можно достучаться до каждого ребенка”.
Особые требования, которые надо соблюсти при создании каждой из сколковских школ, касаются как организации пространства, учебного процесса, так и создания новой системы обучения — свободной и подвижной.
— Сегодня содержание образования в обычной школе, в лучшем случае, базируется на соображениях реальной экономии, — заметил Исак Фрумин. — Современные технологии помещаются либо в конкретные девайсы вроде проекторов, либо в классы информационных технологий. Школы-лауреаты своей задачей видят значительное усиление формирования технической грамотности. Школа от “Сколково” — развивающаяся, а не та, которая приняла учебный план и только им руководствуется. Это школа, которая имеет свою образовательную программу дальнейшего движения, свою программу развития.
Среди основных принципов концепции “Школы Сколково” — не отбирать подходящих детей, а подбирать для ребят условия и педагогические технологии, обеспечивающие им всем успешность. Образовательный процесс здесь индивидуализирован, он поддерживает образовательные траектории каждого воспитанника, в том числе с использованием современных технологий. Являясь “школой ступеней”, для каждого возраста сколковская школа должна использовать особые образовательные технологии и принципы организации образовательного пространства, специально готовить и организовывать переходы с одной школьной ступени на другую. Основным вектором развития учеников такого учебного заведения нового формата будет расширение их самостоятельности и ответственности в образовательном процессе, поддержка в них стремления к саморазвитию, самообразованию, самоопределению. Учитель в такой школе постепенно становится партнером ученика в достижении его собственных целей. Кроме того, сколковская школа будет помогать культурному и социальному развитию местного сообщества, с одной стороны, привлекая сообщество к решению образовательных задач, а с другой — делая решение задач развития сообщества частью образовательного процесса. Каждый ученик такой школы сможет получить опыт позитивной социальной деятельности в местной среде. Одна из приоритетных образовательных задач сколковской школы — формирование современной технологической грамотности как на специальных занятиях, так и в большинстве элементов образовательного процесса, в том числе через формирование современной технологической среды. И, пожалуй, самое важное — такая школа будет постоянно обновляться, отвечая на новые вызовы времени и потребности учеников и их семей, реализовывать программу развития, обучаясь на своем опыте и лучшем опыте партнеров.
Свою заинтересованность в развитии сколковских школ высказал и вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий (СколТех) Алексей СИТНИКОВ: “Мы — клиенты системы таких школ. Тот интерес к инженерному образованию, который мы хотим развивать у нас в СколТех, рождается именно в школе. Важнейшая проблема для нас сейчас — не построить здание, а найти хороших правильных студентов, а они начинают развиваться в средней школе. Для нас важно, чтобы дети, которые потом придут учиться к нам или в другой вуз, входящий в ассоциацию предпринимательских вузов, созданную под эгидой “Сколково” несколько месяцев назад, обладали возможностью критического мышления, чтобы они не были приучены сидеть и слушать, а могли бы задавать вопросы”.
После панельной дискуссии состоялись круглые столы, темами которых стали разработка образовательной среды и архитектурное проектирование, информационная инфраструктура, образовательная программа “школ Сколково” как инструмент развития и принципиальные основы их ассоциации.

 

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF.

Спецвыпуск подготовила
Нина ШАТАЛОВА. Фото автора

Нет комментариев