В ответ на атаку

На предупреждение опасных заболеваний, распространенных в своем регионе (клещевой энцефалит, скарлатиноподобная лихорадка (псевдотуберкулез) и др.), и таких глобальных инфекций, как, к примеру, грипп, нацелены исследования научного коллектива Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), в которых участвуют коллеги из Москвы, Испании и США. На основе биологически активных соединений из кукумарии (представитель рода иглокожих, мощный природный иммуностимулятор) и морских водорослей учеными разработаны наночастицы тубулярных иммуностимулирующих комплексов (ТИ-комплексов) для создания антиинфекционных вакцин нового поколения.
Полученные исследователями наноразмерные трубки (тубулы), в которые организуются ТИ-комплексы, содержат антиген микроба и имитируют микроорганизмы, эффективно стимулируя иммунитет к ответу на атаку возбудителя инфекции — микроба или вируса. По словам профессора кафедры биохимии, микробиологии и биотехнологии Школы естественных наук ДВФУ Нины Саниной, ТИ-комплексы самоорганизуются из смеси трех компонентов: тритерпенового гликозида из кукумарии (Cucumaria japonica), холестерина и гликолипида моногалактозилдиацилглицерина (МГДГ) из морских водорослей. Эти молекулярные конструкции безопаснее традиционных вакцин, они более эффективны, чем самые сильные адъю-ванты (факторы, стимулирующие иммунный ответ), и не провоцируют в отличие от последних отрицательных побочных эффектов.
— Особые свойства ТИ-комплексам придают биологически активные соединения из морских гидробионтов (организмов, живущих в воде и донных отложениях). Так, гликолипид МГДГ из морских водорослей содержит высокий уровень полиненасыщенных жирных кислот, которые обладают иммуномодулирующими свойствами. Ультранизкие дозы веществ из кукумарии стимулируют клеточный и гуморальный иммунитет”, — пояснила профессор (гуморальный иммунитет — защита от инфекций растворимыми белками антигенами).
На первом этапе исследования ученые работали над созданием ТИ-комплекса с антигеном возбудителя дальневосточной скарлатиноподобной лихорадки, генетически близкого к возбудителю чумы Yersinia pestis. О результатах этой работы можно узнать из публикации в международном научном журнале BioMed Research International.

По материалам пресс-службы ДВФУ