Далеко до дыры

Сверхмассивная и самая удаленная на сегодняшний день черная дыра — свидетель очень ранней Вселенной — обнаружена астрономами. Об этом сообщают Science News, MIT News.

Группа исследователей под руководством астрофизика Эдуардо Баньядоса (Eduardo Bañados) из Института науки Карнеги (Carnegie Institution for Science) опубликовала в Nature статью о черной дыре, которая находится в центре ярчайшего квазара, испускающего свет с тех времен, когда Вселенной было всего лишь 690 миллионов лет. Для того чтобы достичь Земли, этому излучению понадобились 13 миллиардов лет, то есть почти столько же, сколько самой Вселенной. Открытие представляет собой фундаментальную загадку: каким образом такой огромный объект мог вырасти за такое короткое время? Размер черной дыры оценивается в 800 миллионов масс нашего Солнца. Как отмечает в сообщении Массачусетского технологического института (MIT) Роберт Симко (Robert Simcoe) из Института астрофизики и космических исследований Кавли (Kavli Institute for Astrophysics and Space Research), у этого объекта “чрезвычайно большая масса, а Вселенная была еще очень молода для существования в ней подобных объектов. И это заводит в тупик”. Озадачивает также и окружение, в котором сформировалась такая черная дыра: согласно принятой модели для образования черной дыры непрозрачная среда, возникшая во Вселенной вскоре после Большого взрыва и состоящая преимущественно из нейтрального водорода, должна превратиться в среду, где начали сверкать первые звезды. Чем больше возникнет звезд и галактик, тем больше будет излучение, способствующее переходу водорода из нейтрального состояния, в котором электроны атомов этого элемента связаны с ядрами, в ионизированное, где свободные электроны воссоединяются случайным образом.
Авторы открытия сверхмассивной и самой далекой черной дыры считают, что она возникла в среде, которая была наполовину нейтральной, наполовину ионизированной. Черная дыра была обнаружена группой под руководством Баньядоса во время обзора дальней Вселенной в поисках квазаров, ярчайших объектов, состоящих из сверхмассивных черных дыр, окруженных аккреционным диском, который возникает в результате падения вращающегося вещества на массивное центральное тело. Выявив несколько объектов, отвечающих критериям поиска, астрофизики направили на них инфракрасный спектрометр (the Folded-port InfraRed Echellette), который установлен на телескопе “Магеллан” в Чили и с помощью которого можно установить смещение света от объекта к красной стороне спектра. Из-за расширения Вселенной смещение тем больше, чем дальше, а следовательно, чем старше космологический объект. Смещение наблюдаемого квазара позволило определить его возраст и массу центральной черной дыры.