По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?

Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым. Сергей Григорьевич как член Попечительского совета ТГПУ, хорошо зная уникальный потенциал и творческие возможности вуза, выразил уверенность в том, что именно этому коллективу будет под силу реализовать идеи РКК “Энергия” по привлечению внимания подрастающего поколения к истории, настоящему и перспективам развития космической отрасли. В ходе обсуждения участники дискуссии решили выйти за сложившиеся в космических державах мира традиционные рамки общения с детской аудиторией. Договорились разработать долгосрочную программу комплексных мероприятий, опирающихся на престиж российской космонавтики, направленную на осознание подрастающим поколением ключевой роли отечественного образования, науки и техники в современной цивилизации. 

Сформировали штаб инициативы, в состав которого вошли помимо участников встречи директор Департамента науки и высшего образования Томский области Николай Минаев, первый проректор ТГПУ Андрей Макаренко, руководитель ГТРК “Томск” Александр Деркунский, а также старший редактор отдела спецпроектов ГТРК “Томск” Петр Кондаков. На этапе становления нового дела его инициаторы регулярно (Александр Чернявский — дистанционно)  — до двух раз в неделю — встречались в “штаб-квартире”, кабинете ректора ТГПУ, вырабатывая концепцию инициативы, предлагая и обсуждая темы и план мероприятий, формулируя задания для рабочих групп. За реализацию заданий штаба по содержанию уроков, технологий их проведения и работу с детьми отвечает ТГПУ, за разработку сценария мероприятий — ГТРК, общий контроль и координацию осуществляет штаб. 
Инициатива, которую было решено назвать “Космический урок”, официально поддержана губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, генеральным директором РКК “Энергия” Владимиром Солнцевым, руководством “Роскосмоса”, ФАНО и СО РАН.
Почему урок? Это наиболее известная и общепринятая форма работы с детьми, которых хотят обучить и воспитать. Почему “космический”? Потому что используются возможности орбитальных космических станций. Но в отличие от аналогичных форм, распространенных в России и за рубежом, этот “Космический урок” не является частью какой-либо образовательной программы, а носит познавательный и воспитательный характер. За 2017 год проведено несколько таких уроков  на разных площадках страны, каждый — с участием космонавтов,  работающих на МКС.  Они общаются с детьми в режиме online (желающие могут посмотреть трансляции на сайтах www.energia.ru и www.cosmos.tspu.edu.ru). 
Очередной, пятый по счету, урок провели под Новый год в Королёве, в музее Космонавтики РКК “Энергия”. Впервые попав в мир уникальных подлинных спутников, космических аппаратов и орбитальных станций, спускаемых капсул и скафандров, хочется, забыв обо всем, долго ходить по огромному помещению, трогая все эти невероятные экспонаты, читая живо написанные подробные сопроводительные таблички к ним. Тем более возле приборов — предостережения:  “Кнопки не нажимать”,  значит, не макеты. Мы с коллегой даже удивились, почему присутствующая ребятня не разбежалась по просторному залу?! Ответ был: “Да это же в основном наши, из аэрокосмической школы города Королёв, они здесь все сто раз облазили”. 
Пятый урок начала ведущая ГТРК “Томск” Татьяна Клименко, первым делом представив всех участников. Ведь кроме собравшихся в Королёве москвичей на уроке в режиме телеконференции традиционно присутствовали ученики Томска и Томской области, а также смена образовательного центра “Сириус” (г. Сочи) и работающие  на МКС космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров (на снимке). Урок вели сотрудники ТГПУ  Рустам Кононенко и Алексей Аржаник. В разработке урока принимала участие руководитель рабочей группы педагогов ТГПУ Юлия Богданова, которая также на нем присутствовала. Действуя согласованно, эта команда вместе с экспертами из РКК “Энергия” играючи разобрала тему “Электромагнитная среда обитания. Космическая связь” — с примерами, экспериментами, картинками и комментариями — так, что, посетив такой урок, ребенок наверняка запомнит и принципы действия современной системы телекоммуникаций, и роль в ее создании ученых и инженеров СССР и России.  Глубоко символично, что этот урок состоялся именно в Музее космонавтики. 60 лет назад благодаря достижениям наших соотечественников — великого конструктора Сергея Павловича Королёва и его коллег — началась космическая эра человечества — был запущен первый искусственный спутник Земли.
Я бы на месте учеников или их родителей от урока к уроку себе выписки делала, когда и какой вклад в нынешнюю цивилизацию совершили мои соотечественники, — полезная табличка бы появилась. Но и без нее дети вспомнили, когда А.Попов впервые продемонстрировал прибор для приема электромагнитных сигналов (1895 год), когда был запущен первый в мире спутник связи “Молния-1”, с помощью которого организовали, по сути, антенну-ретранслятор на расстоянии 35 тысяч километров от поверхности Земли. Потом спутники вошли в единую систему связи с приемно-передающими устройствами на Земле. У граждан нашей страны появилась возможность смотреть Центральное телевидение и использовать телефонию. Присутствующий на уроке эксперт,  советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский, уточнил, что уже в 1964 году нашими учеными и инженерами (во главе с его отцом Григорием Чернявским, которым сын гордится) была создана первая в мире система персональной непосредственной спутниковой связи со спутниками “Стрела-1”. С помощью этой системы индивидуальные пользователи получали телеграфию на переносные приемники. И только через 20 лет в Международном реестре связи появился термин “мобильная связь”. А в 1967-м в стране возникла сеть спутникового телевидения “Орбита”. Это была так называемая региональная связь. Впервые она была опробована между Москвой и Дальним Востоком. Так что не с Запада пришли к нам эти достижения, а достались от советской космонавтики. 
Почему об этом надо рассказывать детям, а взрослым — напоминать? Вот как говорит об этом один из зачинателей “космических уроков”, членкор РАН Сергей Псахье, директор ИФПМ. 
— Напоминать надо потому, что, к сожалению, в мире сейчас стараются забыть, что сегодняшняя цивилизация сформирована в значительной степени советской, российской инженерной и научной школами. Это нисколько не умаляет заслуг ученых из других стран, но про своих надо знать. В Америке о своих все время напоминают, а мы? То ли не знаем, то ли стесняемся. А на каких примерах воспитывать у детей гордость за предков, желание быть их достойными потомками? Подобные уроки помогают еще и понять, где наше место в нынешней гонке технологий. За несколько лет происходят изменения, на которые раньше уходили столетия. Надо, чтобы наши дети в лицо знали не звезд шоу-бизнеса, а ученых, конструкторов и космонавтов, по полгода обитающих вдали от семей на МКС, — уверен С.Псахье.
Поразительно, но организаторам удалось сделать так, чтобы каждый урок вбирал в себя минимум двадцатиминутную связь с МКС. Казалось бы, у экипажа там тьма задач, порой домой с орбиты позвонить некогда (а можно, ибо есть та самая спутниковая связь), но космонавты выделяют время для общения с детьми! Проводят эксперименты, которые запоминаются навсегда, —  например, игра в пинг-понг шариком воды, отжимание в невесомости мокрой тряпки — отвечают на вопросы, как применить умные материалы в космосе, рассказывают о близящемся международном конкурсе “Сфера” студенческих команд по дистанционному управлению шарообразными роботами внутри МКС, посвящают ребят в детали проекта “Пробой”, что помогает бороться с метеоритной опасностью, то есть приглашают детей в соратники,  соучастники освоения космоса. Послушать эти разговоры учеников, космонавтов, экспертов — так человечество всерьез готовиться к освоению Луны, Марса, созданию поселений на других планетах.
Школьники прямо спрашивают главного специалиста по управлению полетами Виктора Благова: как будет выглядеть спутник будущего? А он, прежде чем ответить, уточняет про настоящее, про то, какую роль система глобальной связи имеет для космонавтики в целом. Вспоминает, какое значение имела для ее создания станция “Мир”, кивая головой в сторону зала, где она громоздится. 
— Такая связь появилась, когда на геостационарной орбите разместили три спутника (на высоте 36 000 км над Землей), и вращались они с той же угловой скоростью, что и планета. До этого у космонавтов на борту станции связь с Землей была 20 минут из полуторачасового витка вокруг планеты. В остальное время никакой информации нельзя было передать ни экипажу, ни от него нам, — вспоминает Виктор Дмитриевич. — Случись что — нельзя ни посоветоваться, ни прийти на помощь, взяв, допустим, управление на себя. А с 1986 года, когда система вошла в строй, у ЦУП  — круглосуточная связь с космонавтами. Длительность сеансов осталась та же —  что людей зря дергать, но возможность экстренных контактов здорово облегчила взаимодействие. А в будущем спутники станут более унифицированными, с широкими возможностями. И у нас такие проекты разрабатывались на так называемой универсальной  космической платформе. Прототип нашей организацией был создан, но не полетел. В 90-е годы стало не до него, да и вообще не до космоса —  мы с трудом выживали. К счастью, выжили и теперь можем заниматься тем, что стране требуется.
Вот эта горькая правда о судьбе российской космонавтики тоже нужна ребятам. Им надо понимать, что путь к настоящим звездам всегда состоит из многих шагов и тернист. В этом их убедил и рассказ Героя России, летчика-космонавта, руководителя летного Центра РКК “Энергия” Александра Калери. Он вспомнил, как рождался (из уважения к труду конструкторов, ученых, рабочих, инженеров) музей, в котором идет урок, что с 1963-го по 1996 годы это была совершенно закрытая экспозиция, а сейчас сюда могут прийти подростки и увидеть то, что составляет гордость их страны.
Удивительно, как много единомышленников всего за год привлекла идея “космических уроков”, лишь только инициаторы перешли от слов к поступкам, совместному труду. Знатоки своего дела, они и к детям открыты, и одновременно грамотно позиционируют космическую программу в обществе. У инициативы все больше сторонников и в Новосибирске, и в Сочи, и в столице — профессионалам хочется участвовать в благом действе. Не в бизнесе, а в деле — образовании и обучении детей. В зависимости от тематики к урокам охотно подключаются сотрудники институтов Сибирского отделения РАН, порой сообщая подросткам о самых последних своих работах. Благодаря ГТРК “Томск”, RT уроки через Интернет транслируют в социальные сети в реальном времени, смотреть можно по всему миру, хочешь —  сам задавай вопросы. Конечно, вести такой сетевой урок трудно —  есть задержки с передачей сигнала — но благодаря профессионализму команды справляются, и дети не теряют внимание. Более того, готовятся к уроку, стараясь быть на нем не просто “губкой” для информации. Например, на пятом уроке несколько групп учащихся предложили на суд экспертов и товарищей свои проекты. 
Мне запомнились ребята из гимназии №11 города Королёв, прошедшие образовательную “космическую” смену “Большие вызовы” в Сочи. Они теперь с гордостью, как в форму космонавта, облачаются в толстовки с надписью “Сириус”. Представляли свою разработку  — планетоход с шагающей системой передвижения для поверхности Марса — по очереди. Ученик гимназии Павел Семёнов рассказал, чем ценен транспортный модуль — портативность, высокая проходимость — а ученица Алиса Короткова объяснила, почему предпочли именно 8 опор (меньше — нет устойчивости, больше — управлять трудно, плюс распределение веса на восемь опор меньше травмирует грунт планеты). 
Эксперты прокомментировали: схема сложная, много элементов, и каждый способен отказывать. Насколько они ремонтопригодны? Явно надо тщательно отработать каждый, дистанционное управление всеми узлами, приводами с учетом того, что на Марсе низкое давление, обильная пыль. Но в целом идея интересная — дерзайте!
— Кстати, а как вы решаете вопрос стабилизации кабины, как в ней будет себя чувствовать экипаж? Укачать может людей, — конкретно озадачил ребят летчик-космонавт №73 Александр Калери. — И еще, вы задумывались, с чем мы придем в другие миры? Не просто за полезными ископаемыми, а с чем? Если с добром, любовью и хорошими намерениями, то сама природа должна способствовать нашему проникновению туда. А если с агрессией, то кому мы там нужны?
А эксперт Александр Чернявский, назвав ребят “коллегами” (“мы работаем на одном направлении, значит, коллеги”), настоятельно советовал прорабатывать следующие этапы — какие будут действия по отдельным элементам, по прототипу — и попросил не останавливаться на эскизном проекте.
Рядом с “сириусцами” оказались и ребята из той же 11-й гимназии Королёва, которые были в одной команде с ребятами из Томска, — совсем недавно они вернулись из Таиланда, где успешно участвовали в первом Чемпионате по робототехнике RoboCup Азиатско-Тихоокеанского региона. Там, кстати, россияне (студенты и школьники) очень хорошо себя проявили. Транспорт, макет которого был в руках одного из мальчишек, имеет полный привод, может ехать по линии, преодолевать сложную трассу — с горками, ямами, препятствиями — может принимать на борт условных жертв и отправлять их в зону эвакуации. 
Еще один проект представляли Андрей Дмитриев и Анастасия Игнатьева из аэрокосмического класса, который опекает РКК “Энергия”. Вместе со своим научным руководителем инженером летного центра РКК “Энергия” Ильёй Овчинниковым они занимаются доработкой передвижной лунной станции “Луна-25”. Цель — создание автоматического зонда для комплексных исследований на поверхности Луны в околополярной области. Пока “Луна-25” не имеет способности вернуться на Землю, а также у нее короткий срок действия. Конкретно Андрей разрабатывает для станции научную аппаратуру для контроля освещенности и давления, а Анастасия пытается, добавив станции дополнительные топливные баки и шасси, повысить ее маневренность и “научить” собирать лунный грунт для исследований. Провести свой эксперимент ребята намерены на южном полюсе Луны, в кратере Богуславского, поскольку он имеет наибольшее количество полезных ископаемых и располагает большими световыми точками, что позволяет планировать автономное получение энергии, а не только работать на запасенном с Земли топливе. 
А.Чернявский снова сказал, что пора переходить к материальной части, отработкам экспериментов, а В.Благов внес нотку скепсиса и одновременно надежды, напомнив, что из всех образцов, доставленных американцами на Землю с Луны и нашими автоматическими станциями, не удалось обнаружить никаких новых элементов. Так что, вероятно, ни с чем неожиданным столкнуться не удастся, хотя исключением может стать гелий-3. Спорный элемент, но если наладить его доставку на Землю и освоить термояд, что еще не сделано, миру обеспечено светлое будущее: считается, что одна тонна гелия-3 на год “закроет” энергопотребление всей России. 
— Так что дерзайте, учитесь и приходите: ваши работы нам пригодятся уже потому, что Ракетно-космическая корпорация уделяет много внимания созданию сложных робототехнических систем — сказал В.Благов. 
— А еще нам нужны кадры, причем, не только инженерные, но и рабочие, — дополнил коллегу заместитель генерального директора РКК “Энергия” по персоналу Михаил Комаров. — Но рабочие, техники не обычные, а хорошо подготовленные, умеющие управлять роботизированными комплексами.
Закончился урок классически: дети получили домашнее задание на период после каникул. Мол, отдохните, а потом…
— После 15 января приходите на известные вам сайты (https//:www.energia.ru и https//:www.cosmos.tspu.edu.ru), где появится баннер для школьников, пригласил всех А.Чернявский. — Это путь к вашей мечте — космическому эксперименту на МКС! Кликнув на этот баннер, вы прочтете, как к такому эксперименту следует готовиться. Подготовитесь — присылайте свои заявки и предложения. Будем ждать, а пока с наступающим Новым годом, коллеги! 
 Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
На снимках: Алексндр Чернявский  и Рустам Кононенко, Виктор Благов, космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров.

Нет комментариев