Чтобы слышали

Геномное редактирование излечило глухоту у подопытных мышей. Об этом сообщает Nature News.
Исследователи Института Броуда при Массачусетском технологическом институте (Broad Institute of MIT) использовали метод редактирования генов на мышах фенотипа “Бетховен”. Это лабораторная линия грызунов с мутацией по гену (Tmc1), в норме активному во внутреннем ухе и обусловливающему преобразование и передачу звукового сигнала. Мутация по нему вызывает глухоту как у животных, так и у людей. В работе, результаты которой публикует Nature, описано исправление мутации с помощью системы CRISPR-Cas9 и жировых частиц. Последние — новое слово в доставке редактирующего комплекса к гену-мишени в живом организме. Авторы инкапсулировали компоненты редактирующей системы CRISPR в положительно заряженные молекулы липидов, которые способны проникать через клеточную мембрану. Затем они ввели эти частицы непосредственно во внутреннее ухо мыши, где липиды подхватывались волосковыми клетками, улавливающими акустические вибрации. Как отмечает в комментарии Nature News руководитель исследования Дэвид Лиу (David Liu), описанный подход, если будут доказаны его безопасность и эффективность, может быть использован для генной терапии глухоты у людей. По словам эксперта издания Чарльза Гершбаха (Charles Gersbach) из Университета Дьюка (Duke University) в Северной Каролине, инкапсулирование редактора в липидную частицу — очень серьезный прогресс, потому что в большинстве публикаций, описывающих исправление мутаций системой CRISPR на животных моделях, речь идет об использовании средств доставки, неприменимых на людях. “Доставка — все еще проблема”, подчеркивает Гершбах.
Редактор CRISPR-Cas9 использует фермент Cas9 для разрезания ДНК в том месте, которое укажет короткая цепочка РНК-проводника. Обычно для доставки редактирующей системы к клеткам животных используются вирусы, чья ДНК дополнена генами, кодирующими как фермент Cas9, так и РНК-проводник. Попав посредством вируса в клетку, такая ДНК начинает экспрессироваться, и клетка производит необходимые для редактирования компоненты. В классической генной терапии, где вирусы — носители нормальной копии того или иного гена — должны служить как можно дольше, этот подход пригоден. Но для редактирования во избежание побочного действия системы время существования разрезающего фермента Cas9 должно быть ограничено. Его доставка вместе с РНК-гидом в составе липидных частиц прямо в ухо позволяет произвести исправление одной буквы ДНК в мутантной копии гена в волосковых клетках и более нигде. Спустя два месяца после процедуры генного редактирования глухие мыши, прежде не реагировавшие на шум громкостью 120 децибел (это уровень рок-концерта), стали его пугаться.