Поиск - новости науки и техники

Эффект завязанных шнурков.

“Каждый раз, завязывая шнурки вашему ребенку, вы тормозите его развитие”. Эта нехитрая мысль, изложенная в одной из книг известного детского педагога Марии Монтессори, как оказалось, вполне применима и ко взрослым, в частности, к студентам и выпускникам Сколковского института науки и технологий (СколТех).
“Вопрос лишь в том, что в данном случае считать “завязыванием шнурков”, – с улыбкой отметила специалист по развитию инженерного образования Королевского технологического института KTH (Швеция) Кристина ЭДСТРЁМ (Kristina Edström). Как один из участников Всемирной инициативы CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate), направленной на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании, она выступила с докладом о философии образования нового образца во время первого семинара по разработке образовательных стандартов СколТех.
Для участия в этом двухдневном обсуждении собрались более 60 профессионалов из ключевых российских и зарубежных научных, образовательных, инновационных, промышленных структур. Среди них – представители Минобрнауки РФ, РАН, Массачусетского технологического института (MIT), Гарвардского университета, Университета Ратгерса и Нью-Йоркского университета (США), Университета Квинсленда (Австралия), ряда ведущих российских вузов – НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, НИТУ МИСиС, НИУ ТПУ, а также те, кто отвечает за инновационную и научно-образовательную политику в Фонде “Сколково”, ОАО “РОСНАНО”, компаниях Microsoft, ABBY и Badoo.
Заместитель министра образования и науки РФ Алексей ПОНОМАРЕВ, выступавший на открытии семинара, отметил, что на данную встречу министерством возлагаются большие надежды по поиску и формулированию новых подходов и задач для всей образовательной системы России.
Участники семинара обсуждали видение образовательных стандартов с точки зрения различных категорий стейкхолдеров (крупные промышленные предприятия, коммерческие компании, научное сообщество) в рамках трех тематических областей (ИТ, энергетика, биомедицина). Поднимались вопросы о том, какие знания и навыки необходимо развивать для подготовки магистров в СколТех, учитывая особенности их дальнейшей работы в стартапах, промышленности, научно-исследовательских лабораториях, университетах и других организациях, а также о том, как построить уникальную структуру СколТех, объединяющую в себе науку и образование с предпринимательством и инновациями. Среди важных навыков, которыми должны овладеть студенты, упоминались критическое и системное мышление, креативность, которая понадобится после окончания института при решении не схематичных задач из учебника, а тех, что ставит сама жизнь, знание корпоративной культуры, умение не только писать научные статьи, но и свободно общаться с коллегами, работать в команде. По мнению экспертов, также очень важна вера в собственные силы, которую надо прививать в процессе обучения, давая студенту как можно больше практиковаться и в исследованиях, и в инновационной деятельности. Ведь последняя всегда связана с большим риском, и тут без твердой уверенности в том, что ты все делаешь правильно, уже не обойтись.
Кроме того, важно не сводить инженерное образование исключительно к техническим наукам, оно должно оставаться широким, например, студенты должны изучать философию наравне с законами об авторских правах в разных странах и вопросами, связанными с коммерциализацией научных разработок. Наконец, стоит учитывать при строительстве СколТех не только эстетические аспекты – красивые архитектурные формы нового кампуса, но и духовные – в новом вузе нужно создать особую инновационную атмосферу.
Однако директор Объединенного института высоких температур РАН академик Владимир ФОРТОВ призвал участников семинара к соблюдению баланса при формировании новых стандартов инженерного образования: “Не секрет, что в России инновации пока слабы, но я уверен, если мы сосредоточимся только на них, упустив из виду традиционно сильное в нашей стране базовое, фундаментальное образование, то вообще ничего не добьемся”.
Президент СколТех Эдвард КРОУЛИ (Edward Crawley) подробно рассказал корреспонденту “Поиска” о концепции первого и серии будущих подобных семинаров:
– Наш институт должен стать важнейшей составной частью всей сколковской инновационной экосистемы. Его миссия – влиять не только на качество образования, но и на экономику России и других стран. Сегодня лучшие мировые институты используют практически одинаковые, неписаные, стандарты в области инженерного образования. Если кратко, то суть их в том, чтобы давать студентам самое лучшее, глубокое, фундаментальное знание и одновременно активно задействовать их в прикладных работах – научных исследованиях, практической инженерии, инновационных проектах. Поскольку СколТех – независимый институт, он имеет привилегию не полностью соответствовать стандартам, разработанным Минобрнауки РФ, хотя мы, безусловно, знаем о  них и будем пытаться их придерживаться… Однако в большинстве западноевропейских стран, как и в США, университетам дано право создавать собственные стандарты обучения, спускаемые не сверху, из правительства, а появляющиеся в результате взаимодействия со стейкхолдерами. Что хотят получить те, кто берет на работу вчерашних студентов? На какие компетенции своих новых сотрудников рассчитывают представители индустрии и научных организаций? Мне кажется, это очень удачный подход, и это именно то, чем мы, команда СколТех, занимаемся сейчас, на нашей первой в целом ряду подобных встреч. Мы намерены и дальше вовлекать в этот диалог все новых специалистов из индустрии, других университетов, РАН, спрашивать их, что же они хотят получить от выпускников СколТех? Так что одними такими семинарами дело не ограничится: мы также займемся подготовкой и проведением интервью, опросов, по результатам которых можно будет сформировать набор основных тезисов о том, каким быть нашим образовательным стандартам. Следующим шагом станет выделение приоритетов в этом списке. Ведь, как выяснилось в ходе сегодняшнего первого обсуждения, требований к нашим выпускникам предъявляется уже очень много, и все они разные: компетенций, перечисленных участниками семинара, хватит не на одну, а на три ученые степени! Поэтому сейчас, в начале процесса формирования СколТех, очень важно грамотно расставить приоритеты.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF.

 

Шаталова Анна

Фото автора

Нет комментариев