Под ружье! Студенты лишились отсрочки от армии.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах,  правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против. 
Из-за оттока населения из страны число призывников уменьшается с каждым годом — за время независимости население республики сократилось на одну треть. Поскольку Армения объявила, что является гарантом безопасности Нагорного Карабаха, ее призывники служат и в этом регионе, в том числе и на “линии соприкосновения” с Азербайджаном, где бывают частые перестрелки и жертвы с обеих сторон. Естественно, это обстоятельство не может повысить интерес к службе в армии. Поэтому новый министр обороны Виген Саркисян, который, кстати, не является кадровым военным, объявил о принятии концепции “Нация — армия”. Одна из главных ее целей — укрепление “неразрывной связи армия — общество”. 
Вскоре, летом прошлого года, Минобороны объявило о программе “Имею честь”. Она предлагала альтернативу для тех студентов, которых после окончания первого курса гражданского вуза должны были призвать в армию. Вместо того чтобы прослужить два года в звании рядового, они получили возможность отсрочки, присвоения звания офицера и службы в армии после окончания бакалавриата в должности командира взвода. Более того, государство предложило им не только отсрочку, но даже оплату учебы до окончания бакалавриата. 
Но бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке: служба студентов в офицерском звании должна будет продолжаться три года вместо двух и — самое главное — проходить в частях, осуществляющих боевое дежурство, то есть там, где военнослужащие находятся под постоянным прицелом снайперов и дронов, под угрозой нападения диверсионных групп и подрыва на оставленных ими минах и даже с вероятностью попасть под минометный или артиллерийский обстрел. Кроме того, чтобы получить звание офицера, эти студенты должны будут 2,5 года по субботам участвовать в дополнительных занятиях по военной подготовке, которые будут организованы в военном университете Минобороны.
Наряду с программой “Имею честь” Министерство обороны представило проект закона “О воинской службе и статусе военнослужащего”, согласно которому учеба больше не будет давать право на отсрочку от службы в армии. Когда проект закона начали рассматривать в Национальном Собрании, часть студентов и преподавателей Ереванского госуниверситета стала проводить акции протеста. 
В Нацсобрании также были те, кто предостерегал, что после принятия этого закона отток населения из Армении увеличится, мотивация для получения высшего образованию снизится. Это приведет к катастрофической нехватке молодых специалистов, которых и сейчас мало, и коллапсу науки, ведь стимулов стать ученым сейчас и так не осталось: зарплаты меньше, чем у школьных учителей, никаких льгот, привилегий. 
Сторонники же принятия закона говорили о долге и социальной справедливости, уверяя, что теперь служить в армии будут все, как это происходит в Израиле, и приводили статистику, которая свидетельствует о том, что довольно большая доля ученых переставала заниматься наукой после получения кандидатской степени, которая давала право отсрочки от армии. 
Протесты и возражения не стали препятствием для принятия закона, после чего студенты прекратили акции в ответ на обещание обсудить и по возможности учесть часть их замечаний при написании подзаконных актов.
Итак, сегодня почти всех молодых граждан Армении в возрасте от 18 до 27 лет, если они здоровы, могут забрать в армию. Право на отсрочку сохранится лишь для учащихся в аспирантуре и только до 2020 года. В итоге по подсчетам министра обороны Вооруженные силы дополнительно могут получить максимально 800 призывников. Для армии Армении, которая, по разным данным, насчитывает от 30 до 60 тысяч военнослужащих, это не очень существенно, а для науки — весьма. 
Как подсчитали в Госкомнауки, по состоянию на декабрь 2016 года в работах по государственным научным программам и темам участвовали 3899 ученых. Из них 2427 — более чем 62% — были старше 65 лет! Лишь 827 научных сотрудников — около 20% — находились в возрастном интервале 35-50 лет, который считается периодом наивысшей продуктивности в науке. Число же научных сотрудников, работающих на полной ставке, еще меньше — 2184. Из них только 464 — это примерно 21% — в возрасте 35-50 лет.
Григор ЭМИН-ТЕРЬЯН
 

Нет комментариев