Поддержка с издержками. Далеко не все абитуриенты-льготники достойны бюджетных мест.

Итоги очередного, четвертого этапа мониторинга успеваемости студентов вузов, который с 2010 года совместно ведут Рособрнадзор и Российский союз ректоров, в целом подтвердили выводы предыдущих: в сессии самые высокие оценки у “высокобалльников” ЕГЭ и победителей олимпиад. Изначально организаторы исследования поставили задачу контроля качества интеллектуальных соревнований школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников, а также совершенствования данного инструмента отбора абитуриентов, альтернативного единому госэкзамену. Случаи разрывов олимпиадных показателей и уровня вузовских оценок участников мониторинга становятся поводами для дополнительных проверок, в том числе в период формирования очередного перечня состязаний.
На этот раз параметры оценки были расширены: эксперты проверили на эффективность всю действующую систему льгот для поступающих. Кроме того, был проведен анализ успеваемости различных групп лиц, зачисленных в вузы на общих основаниях. Изучались данные, полученные и в целом по России, и по отдельным подгруппам, сформированным на основании ряда признаков. В том числе по федеральным округам регистрации вузов-респондентов и студентов, по типам и размерам населенных пунктов постоянного места жительства учащихся, а также по укрупненным группам специальностей, среднему показателю баллов аттестации, ЕГЭ и дополнительного испытания.
Всего участниками исследования, проведенного с октября по декабрь 2011 года по итогам летней сессии, стали 163 742 человека. Методология включала анкетный опрос вузов и статистический анализ данных. Студенты были разделены на четыре категории: демонстрирующие максимальные, выше средних, средние и минимальные результаты успеваемости. Каждой группе выставлялась условная оценка — от 2 до 5.
В первой преобладали учащиеся вузов, набравшие при сдаче ЕГЭ более 67% от максимальной оценки, во второй — так называемые олимпиадники, те, кто превысил средний показатель, а также дети погибших военнослужащих и инвалидов I группы. Такие результаты позволили экспертам сделать вывод, что лишь для названных выше категорий абитуриентов льготы эффективны как инструмент социального лифта и выравнивания возможностей получения образования. Сироты, инвалиды I и II групп, целевики, спортсмены и студенты, имевшие преимущества при поступлении благодаря службе в армии, по большей части демонстрируют лишь среднюю успеваемость.
Один из ключевых выводов исследования: с помощью ЕГЭ можно результативно прогнозировать академическую успеваемость и тех, кто поступает на общих основаниях. О закономерности прямого соответствия их среднего балла и сессионной успеваемости свидетельствуют данные, полученные при проведении мониторинга. Так, студенты, имеющие средний балл до 49% от максимальной оценки, демонстрируют минимальные успехи, в пределах 50-66% — средние. Как считают авторы исследования, получаемые в его ходе данные могут быть использованы не только в рамках контроля качества олимпиад. Они также позволят фиксировать долгосрочные образовательные траектории студентов и проектировать академическую политику вузов. Совместный проект Рособрнадзора и РСР будет продолжен.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев